
Неординарное движение оп-арта уходит своими корнями во время Возрождения, когда открытие линейной возможности привело живописцев к большему уровню глубины и реализма, чем когда-или до этого. Однако конкретно во время маньеризма оптические эффекты были больше продвинуты, так как живописцы начали применять их для драматического и чувственного воздействия на зрителя, тем самым создавая головокружительные иллюзии, буквально способные свести с ума.

Христос Святого Иоанна Креста, Сальвадор Дали. Фото: wikipedia.org.
В начале XX века Сальвадор Дали исследовал сверхъестественный, фрейдистский язык, где обычные объекты искажены или установлены среди странного освещения, чтобы бросить вызов нашему восприятию реальности. Его поздние картины возвращались к драматическому ракурсу и преувеличенной перспективе Маньеристского периода, с навязчивыми сценами, рассматриваемыми под странными, тревожащими углами, как это видно в работе «Христос Святого Иоанна Креста» 1951 года.

Комната гигантов, фреска Джулио Романо, 1532-34 гг. Фото: google.com.
Оптическое или оп-арт-движение возникло как полноценный художественный феномен в период 1960-х и 1970-х годов. Художники, связанные с движением, исследовали чистое, точное и математическое расположение цвета, узора и света как в двух, так и в трёх измерениях. Британская художница Бриджет Райли играла с головокружительными зигзагообразными, круговыми или волнистыми линиями, создавая причудливые оптические иллюзии, способные «засосать» и свести с ума. Британский художник Питер Седжли пошёл ещё дальше, демонстрируя свои полотна с концентрическими кругами в затемнённой комнате, освещённой сзади меняющимися цветами, чтобы дезориентировать зрителя. Оп-арт исчез из поля зрения в период 1980-х и 1990-х годов, но в последнее время наблюдается возрождение интереса к этой области.
1. Эдгар Мюллер

Трещина, Эдгар Мюллер. Фото: pl.pinterest.com.
«Трещина» (2008 год) немецкого уличного художника Эдгара Мюллера впечатляет зрителей с первых же секунд своей невероятной реалистичностью. На протяжении недели он проводил по двенадцать часов в день за своим занятием, создавая свой шедевр на плоском участке тротуара. Художник использовал ренессансный и маньеристский эффект, позволяющий создать иллюзию глубокого пространства на плоской поверхности, если на изображение смотреть под определённым углом. Закончив, он предложил посетителям фестиваля позировать так, словно они балансируют на краю гигантской ледяной расщелины и смотрят вниз, в небытие, запечатлевая сей момент на память.

Невероятно реалистичный оп-арт от Эдгара Мюллера. Фото: yandex.ua.
2. Регина Сильвейра

Abyssal. Фото: facebook.com.
«Abyssal» бразильской художницы Регины Сильвейры является одной из самых технически впечатляющих инсталляций оп-арта всех времён. Сделанная для галереи современного искусства Atlas Sztuki в Польше, эта работа использует технику анаморфозы, создавая иллюзию того, как плоский пол галереи уходит в лабиринт окон, но только если смотреть под косым углом.
