Что необходимо знать каждому культурному человеку про 5 культовых картин эры романтизма 19 века

Что необходимо знать каждому культурному человеку про 5 культовых картин эры романтизма 19 века


Немногие периоды в европейской истории вызвали подобные существенные социальные и культурные изменения, как единственный 1848 год (позднее нареченный Весной наций), который возвестил националистические революции по всему материку. Это был пик романтизма, который определил европейское искусство и политику 19 века.

Обращаясь к воображаемому прошлому, романтизм выдвинул на первый план ранее игнорируемое наследие. Если классицизм стремился воссоздать и имитировать суровую красоту Римской империи и Древней Греции, то романтизм черпал вдохновение в забытых европейских легендах и народных традициях. Именно через романтические картины люди открывали своё славное прошлое и видели проблески светлого будущего.

Что нужно знать каждому культурному человеку про 5 культовых картин эпохи романтизма XIX века

Выставка изящных искусств в Варшаве в 1828 году. Фото: stanhopecooper.com.

Идея «нации» относительно нова: это романтическое понятие, придуманное немецкими философами в XIX веке, а не наследие прошлого. В то время как политический романтизм сосредоточился на национальной эмансипации, искусство XIX века отразило ту же идею в музыке, литературе и живописи. Среди всех средств, доступных художникам, живопись предлагала лучшее средство для обращения к таким текучим понятиям, как национальный дух и история. В то время, когда многие европейцы были неграмотны и едва интересовались национальным прошлым, исторические картины наводили мосты между национализмом и безразличием.

Что нужно знать каждому культурному человеку про 5 культовых картин эпохи романтизма XIX века

Свобода, ведущая народ, Эжен Делакруа. Фото: britannica.com.

Искусство XIX века медленно и неуклонно шло по пути национальной эмансипации. Малые народы, зажатые между могущественными империями, были особенно восприимчивы к этим новым веяниям. Романтические картины, таким образом, заменили историю идеализированным представлением политических мечтаний. Художники изображали национальных предков в своих вариантах традиционных костюмов, подчёркивая их героизм и мало обращая внимания на подлинность. Исторические картины (часто монументальные по размерам) были версиями современных киноафиш XIX века: яркими, насыщенными, привлекательными и часто похожими. Следующие пять шедевров рассказывают одну и ту же историю европейского романтического национализма пяти разных народов, чьи взгляды на историю и будущее не совпадали. Однако, похоже, их общие романтические картины хорошо дополняли друг друга.

1. Михай Мункачи

Что нужно знать каждому культурному человеку про 5 культовых картин эпохи романтизма XIX века
Завоевание, 1893 год, Михай Мункачи. Фото: wikimedia.org.

Когда умер Михай Мункачи (1844-1900), только его похороны вывели на улицы половину Будапешта. По иронии судьбы, последний венгерский художник-романтик умер на пороге ХХ века, оставив после себя серию шедевров. Среди многих его работ, посвящённых историческим сюжетам, одна выделяется как наиболее тиражированная из его романтических картин – «Завоевание Родины».

Что нужно знать каждому культурному человеку про 5 культовых картин эпохи романтизма XIX века
Фрагмент картины Завоевание родины. Фото: google.com.

Обращение Михая к определяющему эпизоду в истории венгерского народа не случайно. Что может быть драматичнее и значительнее для художника-романтика, чем приход мадьяр в Центральную Европу в начале Х века? Поселившись в низменностях Карпатского бассейна, венгерские племена якобы заключили сделку со Сватоплуком I. Обманом заставив славянского правителя предоставить своему вождю Арпаду землю, траву и воду, венгры «выкупили» землю у славян.

Что нужно знать каждому культурному человеку про 5 культовых картин эпохи романтизма XIX века
Ecce homo – 2. resz, Михай Мункачи. Фото: evangelikus.hu.

В анахроничной манере романтическая картина Мункачи наполнена фигурами, собранными на опушке леса, их одежда не имеет никакого сходства с настоящими историческими одеждами, которые носили местные славяне или венгерские пришельцы в Х веке. Точно так же величественный белый конь Арпада является художественным воплощением его энергии, силы и важности. Исторически сложилось так, что в то время в Восточной Европе преобладали гораздо более мелкие и крепкие породы лошадей. Яркость красок Михая, а также его внимание к деталям наполняют картину современным духом. Причёски и одежда отражают романтическую венгерскую моду, включая великолепные усы, которыми щеголяли все мужчины в окружении Арпада. Создавая картину для здания венгерского парламента, Мункачи закончил свою работу в 1893 году, навсегда запечатлев легенду, которая больше рассказывает об идее нации, чем о прошлом.

2. Отон Ивекович

Что нужно знать каждому культурному человеку про 5 культовых картин эпохи романтизма XIX века

Не пропустите

За кадром кинофильма «Анна на шее»: Почему Александр Вертинский...

21 годом ранее, 25 апреля 2000 г. скончалась известная русская актриса Алла Ларионова, которую называли первой кросоткой российского кино 1950-х гг. Одной из первых...

Не пропустите

Интересное

Малобюджетные киноленты, которые нежданно для всех собрали гигантскую кассу

Вроде бы гораздо меньше вложить да побольше получить – этим принципом руководствуются не лишь экономичные домохозяйки, да и воротилы кинобизнеса. Время от времени такая...

Интересное

Как верно жить? 21 правило жизни

В один миг жизни мы осознаем, что зашли совершенно не туда. Наша жизнь совершенно не походит на то, о чем мы...

Похожие новости

Поддаться, чтоб наподдать: как устроено айкидо

Если у тебя в товарищах оказался небольшой хилый человек в очках, не давай ему читать эту статью. По другому он выяснит про единоборство, позволяющее...

Гигиенические нормы для мужчин

Мужчины думают, что удачливость их жизни зависит от уровня ума, размера познаний, проф способностей и остальных умений. Мы привыкли мыслить, что...