Дружба с Галилеем, личная катастрофа и иные малоизвестные сведения о величавой художнице Средневековья Артемизии Джентилески

Дружба с Галилеем, личная катастрофа и иные малоизвестные сведения о величавой художнице Средневековья Артемизии Джентилески


В XVII веке Артемизия Джентилески смогла конвертировать свои мучения в одни из самых драматических картин итальянского барокко. Она была дамой, которая со металлической решительностью продолжила свою трудовую деятельность художника, невзирая на глубокую личную трагедию. Дочь выдающегося живописца Орацио Джентилески, она победила предрассудки и женоненавистничество и стала одним из ведущих художников-историков периода барокко.

1. Артемизия росла без матери

Она родилась в Риме в 1593 году, а ее мать умерла, когда ей было всего 12 лет. Как старший ребенок и единственная дочь, она была вынуждена взять на себя большую часть обязанностей по ведению домашнего хозяйства. Артемизия также оказалась единственной наследницей Орацио Джентилески, проявившей подлинный талант и склонность к живописи. Учитывая строгие консервативные устои в начале XVII века, отца Артемизии пришлось буквально уговаривать позволить обучиться основам искусства.

Дружба с Галилеем, личная трагедия и другие малоизвестные факты о великой художнице Средневековья Артемизии Джентилески
Артемизия Джентилески – «Юдифь и ее служанка», ок.1612-13 / Артемизия Джентилески «Портрет кондотьера»

2. Трагедия Артемизии

В 1611 году, ее отец, Орацио нанял Агостино Тасси, своего коллегу и художника, чтобы он преподал Артемизии уроки живописи. Орацио тем временем работал над большим заказом. Но в марте 1612 года Орацио обратился в римский уголовный трибунал и подал заявление, в котором обвинял Тасси в насилии над его дочерью. 6 мая 1611 года Тасси вошел в дом Джентилески и «в качестве нежеланного гостя отправился к Артемизии. В ее комнате он насильно лишил Артемизию чести и уехал».

Дружба с Галилеем, личная трагедия и другие малоизвестные факты о великой художнице Средневековья Артемизии Джентилески
Автопортрет Тасси. Его полотно «Отплытие царицы Савской», (ок.1615)

Впоследствии Тасси обещал жениться на Джентилески, но суд выяснил, что жена Тасси жива. Мужчина пытался очернить честь Джентилески, обвинив ее в распущенности, но ему это не удалось. Тасси был приговорен к пяти годам ссылки из Рима под угрозой виселицы.

3. Артемизия стала героиней феминистского движения задолго до появления этого термина

Она стала одной из героинь феминистской истории искусства, и не зря. Артемизия была феминисткой задолго до того, как был изобретен этот термин. «Я покажу Вашей Светлости, на что способна женщина», — писала она сицилийскому покровителю. «Вы найдете дух Цезаря в душе женщины».

Прежде всего, Артемизия специализировалась на изображениях обиженных женщин. Она рисовала страдающих женщин, героинь, совершающих самоубийство, женщин, проливающих кровь мужчин, которые навредили им. Это были темы, в которые она привнесла свой горький опыт. Сказать, что ее жизнь была трудной — не сказать ничего.

4. Караваджо стал главным вдохновителем для Артемизии

Каким бы важным ни было влияние ее отца, именно Караваджо был художником, чьи работы произвели на нее самое глубокое впечатление. Она часто встречалась с ним в годы своего становления (примерно с 1600 по 1606 год), потому что в то время он и ее отец были близкими друзьями. А вот Джентилески добилась большого успеха, став одной из первых женщин, которые были приняты во Флорентийскую академию и выполняли заказы при дворе Медичи.

Дружба с Галилеем, личная трагедия и другие малоизвестные факты о великой художнице Средневековья Артемизии Джентилески
Караваджо «Отдых на пути в Египет» (1597)

5. Отец Артемизии, Орацио Джентилески, сидел вместе с Караваджо в одной тюрьме

Орацио был на стороне Караваджо во многих драках и ссорах и даже отсидел вместе с ним несколько недель в тюрьме, когда другой художник, их враг Джованни Бальоне, попытался (безуспешно) отправить их обоих на галеры за клевету. Караваджо навсегда покинул Рим в 1606 году после убийства Рануччо Томассони.

Дружба с Галилеем, личная трагедия и другие малоизвестные факты о великой художнице Средневековья Артемизии Джентилески
Антонис ван Дейк «Орацио Джентилески» (ок. 1635) / Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год

Артемизия, безусловно, видела воочию некоторые из величайших работ Караваджо. В отношениях двух мастеров есть интересная деталь. Мать Артемизии была похоронена в приходской церкви Санта-Мария-дель-Пополо, которую девушка постоянно посещала. Интересно, что именно Караваджо создал две фрески для часовни этой церкви. Это две самые острые и мрачно-драматические запрестольные сцены в его творчестве — «Распятие Святого Петра» и «Обращение Святого Павла».

6. Первая главная работа была создана в 17 лет

В 1610 году, когда Артемизии было всего 17 лет, она создала свою первую главную сюжетную картину — душераздирающую интерпретацию ветхозаветной истории о Сусанне и старейшинах (ниже). По сюжету за красавицей Сусанной, женой Иоакима, наблюдают двое старейшин. Восхищаясь ее красотой и желая ее, они угрожают оклеветать ее обвинениями в супружеской неверности, если она не уступит их желаниям. Она отказывается, но в конечном итоге ее спасают от публичного позора, обнажая ложь в рассказах старейшин.

Дружба с Галилеем, личная трагедия и другие малоизвестные факты о великой художнице Средневековья Артемизии Джентилески
Артемизия Джентилески «Сусанна и старцы», 1610 / Артемизия Джентилески «Сусанна и старцы» 1622

Все художники того времени использовали одни и те же библейские истории в качестве источника вдохновения. В работах художников-мужчин на эту же тему Сусанна обычно изображается кокетливо застенчивой и соблазнительной. А вот на картине Артемизии Сусанна выглядит испуганной, смущенной. Ее колени прикрыты белой тканью. Она отворачивается от старцев, ее руки подняты в жесте, который ясно указывает: «Уходи и оставь меня в покое». Ее лицо показывает страх и уязвимость, когда мужчины наклоняются к ней через стену, шепчутся друг с другом и ухмыляются. Ни один из тех, кто стоит перед этой картиной, не сомневается, что внимание мужчин нежелательно. Вторую версию Артемизия написала в 1622 году.

7. Артемизию связывала дружба со знаменитым астрономом

После перенесенной трагедии и по приезде в Рим Артемизия начала строить новую жизнь. Главной ее целью было стать известной художницей в мужском мире искусства. В Риме у нее появились влиятельные друзья, в том числе знаменитый коллекционер и меценат Кассиано даль Поццо и астроном Галилео Галилей.

Дружба с Галилеем, личная трагедия и другие малоизвестные факты о великой художнице Средневековья Артемизии Джентилески

Не пропустите

Похожие новости

7 известных «очаровательных глупышек», которые в действительности...

«Красота, какая дура» - восклицал о них известный юморист Жванецкий. Эти девицы стали героями анекдотов о блондиночках, ввели моду на гламур и обворожили собственной...

Какие шифры и секреты оставил Микеланджело в...

Сикстинская капелла (Cappella Sistina) смотрится снаружи полностью не впечатляюще. Это всего только ещё одно средневековое церковное здание, каких много. В действительности за ничем не приметным фасадом этой...