
13 марта исполняется семьдесят лет народной артистке Россия Ире Алферовой, которую называли «самым прекрасным лицом российского синематографа». Её трудовую деятельность навряд ли можно назвать провальной – в её фильмографии приблизительно 50 ролей, но при всем этом основных в их числе до досадного не много. В театре она тоже долгие и длительные годы оставалась «на скамье запасных». Она не устраивала скандалов, не вступала в пререкания с режиссерами, но при этом многие из них ее недолюбливали. Почему Марк Захаров 17 лет не выпускал ее из массовки, и за что Ирина Алферова была обижена на Георгия Юнгвальда-Хилькевича после съемок в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» – далее в обзоре.
Единственная роль за 5 лет

Кадр из фильма *Хождение по мукам*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru
Еще во время учебы в школе в родном Новосибирске Ирина Алферова все свободное время проводила в театральной студии. Ее наставник заметил ее способности и посоветовал ей после школы поступать не в местное театральное училище, а сразу в ГИТИС. Она с успехом прошла вступительные испытания, но учеба поначалу давалась ей очень тяжело – она чувствовала себя скованно на сцене и не могла изобразить в этюдах того, чего никогда не чувствовала в реальной жизни. При этом педагоги разглядели в ней потенциал и считали одной из самых талантливых на курсе.

Ирина Алферова в фильме *Хождение по мукам*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru
Сниматься в кино Алферова начала еще во время учебы в ГИТИСе, а сразу после окончания вуза получила свою первую звездную роль – Даши Булавиной в 13-серийном фильме «Хождение по мукам». Режиссера Василия Ордынского при первой встрече покорили ее глаза, но он поставил юной актрисе одно условие: пока длятся съемки, о театральных постановках ей нужно забыть. И на протяжении 5 лет актриса отдавала все свои силы всего одной роли в кино.

Кадр из фильма *Хождение по мукам*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru
Ее приглашали в несколько театров, ей предлагали роли Гайдай и Чухрай, но Ордынский настаивал: «Не верь никому! Не соглашайся! Ты должна появиться вот так, в этой роли!» Многим казалось, что режиссер не только ее оберегает и готовит ее триумфальное появление на экранах, но и просто ревнует. Он искренне восхищался ее «нездешней» красотой и был в нее влюблен, но актриса не ответила ему взаимностью. Возможно, своим громким успехом в фильме «Хождение по мукам» она была обязана тому, что зрители увидели ее на экранах влюбленными глазами режиссера, сумевшего раскрыть все ее самые лучшие актерские грани и неповторимое обаяние «незащищенной женственности». Кинокритики до сих пор называют эту роль одной из лучших в кинокарьере Ирины Алферовой.
17 лет в массовке «Ленкома»

Актриса со звездами *Ленкома* Олегом Янковским и Николаем Караченцовым, 1984 | Фото: minsknews.by
После завершения съемок «Хождения по мукам» Ирина Алферова пришла в «Ленком». Поначалу она не помнила себя от счастья – актриса была влюблена в этот театр с тех пор, как впервые увидела спектакль с Александром Абдуловым в главной роли. Сначала – в театр, а потом и в самого актера. Вскоре они стали мужем и женой. И хотя Абдулов был одним из любимцев Захарова и получал лучшие роли, он не захотел замолвить слово за свою жену, год за годом терпеливо ожидающую в массовке. Он говорил: «А чего ей помогать, она и так талантливая, сама всего добьется…». Причины, по которым Марк Захаров на протяжении 17 лет не давал Алферовой заметных ролей, для многих оставались загадкой. Мужчинам в «Ленкоме» везло больше – Янковский, Караченцов, Абдулов и другие исполнили десятки ярких ролей, характерные актрисы Пельтцер и Чурикова тоже не были обделены вниманием режиссера, а вот о ролях героинь актрисы не могли и мечтать.

Актриса на сцене театра | Фото: shining-stars.ru
Татьяна Догилева считала, что главная причина этого – в заботе отца о своей дочери, Александре Захаровой, которой доставались все главные роли. Впрочем, ради справедливости стоит вспомнить и о том, что даже свою дочь Захаров продержал в массовке 12 лет – он считал это полезной актерской школой. При этом режиссер не отпускал Алферову из театра, уговаривая подождать еще чуть-чуть – пара Абдулов-Алферова стала своеобразным брендом «Ленкома», прибавлявшим популярности театру.
