Как эмигрантка родом из Российской Федерации стала музой Ренуара, подругой Коко Шанель и «пожирательницей гениев»: Мизиа Серт

Как эмигрантка родом из Российской Федерации стала музой Ренуара, подругой Коко Шанель и «пожирательницей гениев»: Мизиа Серт


Данная дама была среди наиболее нестандартных личностей собственного времени. Она не сделала ни 1-го художественного произведения, но вершила судьбы в мире искусства, благодаря ей возникли 10-ки шедевров. Её самым основным творением стала собственная жизнь, а самым главным талантом – умение распознавать гениев и завоевывать их сердца. Рожденная в Санкт-Петербурге полячка Мизиа Серт после эмиграции во Францию стала самой близкой подругой Коко Шанель, доверенным лицом Сергея Дягилева и музой знаменитых художников Тулуз-Лотрека, Ренуара, Боннара и Вюйара.

Как эмигрантка родом из России стала музой Ренуара, подругой Коко Шанель и «пожирательницей гениев»: Мизиа Серт
Мизиа Годебска, 1890 | Фото: lovers-of-art.livejournal.com

И мать, и отец Мизии были поляками, но она родилась в Санкт-Петербурге из-за семейной драмы, разыгравшейся накануне ее рождения. Ее отец, скульптор и архитектор Киприан Годебски, занимался в Санкт-Петербурге оформлением интерьеров императорского дворца. Когда его жена Софи получила анонимное письмо, где сообщалось о его неверности, она тут же приехала в Россию. Оказалось, Киприан завел роман с младшей сестрой ее матери, и она тоже ждала от него ребенка. Изнуренная долгой дорогой и доведенная до отчаяния этими новостями, Софи родила дочь раньше срока и скончалась при родах.

Как эмигрантка родом из России стала музой Ренуара, подругой Коко Шанель и «пожирательницей гениев»: Мизиа Серт
Мизиа Натансон, 1901 | Фото: lovers-of-art.livejournal.com

Мария София Ольга Зинаида Годебска, или Мизиа (ласковое – от имени Мария), как ее называли родные, позже призналась, что так и не смогла простить отцу ни этого предательства, ни того, что мачеха по полгода держала ее под замком за малейшие провинности, а потом, после переезда семьи в Париж, на 6 лет отправила ее в пансион при церкви Сакре-Кер. Ей пришлось рано повзрослеть и взять судьбу в свои руки. В 14 лет она, повздорив с мачехой, при помощи друга семьи сбежала из дома и отправилась в Лондон, а потом вернулась в Париж и зажила самостоятельной жизнью, средства для которой ей приносили частные уроки игры на фортепиано. В 15 лет Мизиа вышла замуж за 19-летнего кузена Таде Натансона.

Как эмигрантка родом из России стала музой Ренуара, подругой Коко Шанель и «пожирательницей гениев»: Мизиа Серт
Мизиа и Таде Натансон, 1890-е гг. | Фото: lovers-of-art.livejournal.com

Ее раннее замужество не было продиктовано большой любовью – она просто хотела вырваться из-под опеки отца и заниматься тем, что ее больше всего увлекало, – искусством. Ее муж вместе с братьями издавал журнал «La Revue blanche», где печатали статьи обо всех культурных событиях Парижа, публиковали произведения Поля Верлена, Гийома Аполлинера, Оскара Уайльда и Марселя Пруста, а иллюстрации создавали художники Пьер Боннар и Анри де Тулуз-Лотрек. Обладая безупречным художественным вкусом, Мизиа стала главным идеологом и негласным редактором этого журнала. Она часто сама искала авторов и читала рукописи, и редакторы полагались на ее вкус, ведь у нее было безошибочное «чутье на гениев».

Как эмигрантка родом из России стала музой Ренуара, подругой Коко Шанель и «пожирательницей гениев»: Мизиа Серт
Мизиа в студии Анри де Тулуз-Лотрека, 1895 | Фото: lovers-of-art.livejournal.com

Как эмигрантка родом из России стала музой Ренуара, подругой Коко Шанель и «пожирательницей гениев»: Мизиа Серт
Анри де Тулуз-Лотрек. Мизиа за фортепиано, 1897 | Фото: izbrannoe.com

В их доме собирался весь цвет парижской богемы, художники и поэты гостили у них неделями, и все они восхищались красотой, умом и щедростью юной хозяйки. Ее муж был богат, и Мизиа раздавала чеки, договаривалась о заказах, устраивала благотворительные вечера. Она никогда не скрывала того, что очень любит находиться в центре внимания, а это ей не составляло труда. Ей нравилось окружать себя талантливыми людьми и владеть их умами и душами, за что она получила прозвище «пожирательницы гениев». Для многих выдающихся поэтов и художников она стала музой. Малларме расписал своими стихами ее веер, Тулуз-Лотрек, Боннар и Ренуар, с которым ей приписывали роман, изображали ее на своих картинах. Ренуар создал 7 ее портретов!

Как эмигрантка родом из России стала музой Ренуара, подругой Коко Шанель и «пожирательницей гениев»: Мизиа Серт

Не пропустите

10 наилучших дешевеньких джипов

10 наилучших транспортных средств с приводом на все колеса ...

Живописные фантазии белорусской художницы-сказочницы Анны Силивончик, которую ассоциируют с...

Одни знатоки живописи молвят, что её творчество манерой выполнения припоминает работы Марка Шагала, остальные сообщают, что оно близко к журнальной графике 20–х годов, появившейся...

Похожие новости

Звезды 2000-х: Как сложились судьбы состоящим в...

Сначала 2000-х гг. «Корешки» были одними из основных хитмейкеров: их песни «Я теряю корешки», «Рыдала береза», «Ты узнаешь её», «С днем рождения, Вика» миллионы...

Что можно клеить на клей водянистые гвозди:...

Рассказываем о видах клея и даем советы согласно его использованию с различными материалами: деревом, сплавом, пластиком и иными. ...

Какой ламинат избрать для теплого пола

Рассказываем, как избрать ламинат для различных типов греющего пола: электрического, инфракрасного и водяного. ...