Как художница металась меж церковью и искусством и отрисовывала фей: Сесиль Баркер

Как художница металась меж церковью и искусством и отрисовывала фей: Сесиль Баркер


Работы Сесиль Баркер отлично знакомы российскому зрителю – обычно без упоминания имени художницы. Обворожительные феи цветов, так похожие на реальных детишек, населяют книжные странички и открытки, ими демонстрируют посты в сети интернет и поздравления, пересланные по email… Однако за этими милыми сценками – тяжелая борьба меж творческой свободой, заработком и… верой.

Как художница металась между церковью и искусством и рисовала фей: Сесиль Баркер
Книжные иллюстрации Сесиль Баркер.

В первой половине XX века искусство было равноправным, как никогда. История знает множество художниц русского и западного авангарда, женщин-дизайнеров и архитекторов. Создается впечатление, будто каждая история о женщинах в искусстве 1920-1930-х годов – о бунте против общественных устоев, о маленькой личной революции. Однако одна из сфер изобразительного искусства – книжная иллюстрация – не требовала от художниц сражений и битв, противостояния социуму и всему мужскому миру. Книжная иллюстрация позволяла женщинам творить собственные сказочные миры, полные красоты и поэзии, миры, где можно было скрыться и найти утешение. И в то же время именно оформление книг и создание открыток становилось отличным источником дохода, позволявшим женщинам вести финансово независимую жизнь.

Как художница металась между церковью и искусством и рисовала фей: Сесиль Баркер
Иллюстрация была для многих художниц способом заработать любимым делом.

Сесиль Баркер – одна из самых ярких книжных иллюстраторов своего времени. Начав карьеру в начале XX века юной девушкой, она завершила свой творческий путь в 60-х, проектируя витражи для церквей. Сесиль была набожной англиканкой, огромная часть ее художественного наследия связана с деятельностью христианских организаций. Но славу ей принесли утонченные поэтические сборники, где сказка переплеталась с наукой – истории о феях растений.
Она была второй дочерью Уолтера Баркера, художника-любителя, зарабатывающего на жизнь продажей семян – отец, по-видимому, привил ей любовь и к искусству, и к ботанике. В детские годы Баркер страдала от приступов эпилепсии, ей требовался особый уход и специализированная диета в соответствии с медицинскими представлениями того времени. Она много времени проводила дома в постели, лишенная обыкновенных детских радостей. Сесиль приходилось развлекать себя рисованием и чтением книг – непременно с картинками. Уже тогда она решила стать книжным иллюстратором, и уже тогда уединенные размышления заронили в ее душу семена высокого религиозного чувства.

Как художница металась между церковью и искусством и рисовала фей: Сесиль Баркер
Баркер с точностью воспроизводила особенности растений.

Художественное образование Сесиль началось с заочных курсов, затем она сумела поступить в школу искусств, где в дальнейшем получила должность преподавателя. Уже в шестнадцать лет она смогла продать издательству несколько своих иллюстраций, а спустя год удостоилась первых хвалебных отзывов от критиков. И в эти хе годы она осталась без отца – главного кормильца в семье. Сестры – Дороти Баркер тоже увлекалась искусством – начали предлагать свои работы журналам и ежегодникам в качестве иллюстраций. Сесиль пыталась публиковать и свои стихи. Однако главным подспорьем для них стал… детский сад.

Как художница металась между церковью и искусством и рисовала фей: Сесиль Баркер
Все детские образы нарисованы Баркер с натуры.

Предприимчивая Дороти нашла выход из непростой финансовой ситуации, сложившейся после смерти их отца. Она открыла частный детский сад — прямо в доме. А Сесиль украдкой рисовала детишек – их веселые глаза, задорные улыбки, их шалости… В те годы Европу захлестнула мода на фей после выхода произведения сэра Артура Конан Дойла «Пришествие фей» и истории Дж. М. Барри о Питэре Пэне, и даже королевская семья Великобритании не устояла перед очарованием крошечных сказочных персонажей. И в 1918 году Баркер предложила издательствам серию открыток, где ребятня из детского сада Дороти в причудливых одежках играла в прятки среди цветов. В 1923 году была опубликовала ее первая книга – «Цветочные феи весны», где изысканные яркие иллюстрации сопровождались стихотворениями. При жизни Баркер было издано три поэтических сборника о феях и несколько сказочных повестей.

Как художница металась между церковью и искусством и рисовала фей: Сесиль Баркер
Сесиль также разрабатывала костюмы для натурных зарисовок.

Баркер сама разрабатывала и шила костюмы для свои маленьких моделей, каждый наряд был вдохновлен цветами и листьями определенного растения. Костюмы хранились в сундуке в ее мастерской вместе с крыльями из веток и марли, но недолго – закончив работу над серией иллюстраций, она переделывала костюмы на новые.

Как художница металась между церковью и искусством и рисовала фей: Сесиль Баркер

Не пропустите

7 известных «очаровательных глупышек», которые в действительности умны, хитры...

«Красота, какая дура» - восклицал о них известный юморист Жванецкий. Эти девицы стали героями анекдотов о блондиночках, ввели моду на гламур и обворожили собственной...

Что ты выберешь? Правила и вопросы для игры

Желаете поразвлечься, лучше выяснить друг дружку либо забавно провести время? Наилучшим вариантом для компании друзей либо для игры вдвоем будет это...

Похожие новости

Почему бежал из Советского союза создатель агитационного...

Русский агитационный фарфор сейчас – коллекционная ценность, а в свое время он служил средством агитации. Ленин в числе красочных цветов, звучные лозунги, серп и...