Как итальянский архитектор XVII века превращал мрамор в узоры: Джулиано Финелли

Как итальянский архитектор XVII века превращал мрамор в узоры: Джулиано Финелли


Мраморные портреты итальянского архитектора Джулиано Финелли не один век восхищают тех, кто видел это волшебство. Мастеру получилось придать жесткой мраморной глыбе и нежность атласных тканей, и утонченную красоту ажурных узоров, и мягкость соболиного меха, который способен, как кажется, зашевелиться от мельчайшего дуновения ветерка. Это просто непостижимо. Поэтому до сих пор остается великой загадкой: как можно было в XVII веке так ювелирно творить мраморные произведения, когда основным инструментом скульпторов были лишь молоток и зубило.

К большому сожалению о талантливом итальянском мастере известно не так уж и много. Джулиано Финелли (Giuliano Finelli) (1601-1653) — скульптор эпохи барокко, которая охватила 1600–1700 годы. Он родился в семье масона-каменщика в городе Каррара, который был известен добычей белого мрамора. Впрочем, и по сей день город и всю провинцию Масса-Каррара называют мраморной жемчужиной, где испокон веков добывали дорогостоящий белый мрамор.

Как итальянский скульптор XVII века превращал мрамор в кружева: Джулиано Финелли

Мраморные карьеры провинции Масса-Каррара. Фото flickr.com

Азы мастерства резьбы по мрамору Финелли с юных лет приобретал в мастерской Микельанджело Накьерино, одного из самых выдающихся неаполитанских скульпторов. В ученики к мастеру он попал 10-летним мальчишкой в 1611 году, когда сопровождал своего дядю в Неаполь.

Как итальянский скульптор XVII века превращал мрамор в кружева: Джулиано Финелли

Аполлон и Дафна. Фрагмент. (1622–1625). Скульптор: Лоренцо Бернини.

В 1622 году Джулиано оставил своего учителя и перебрался в Рим, где стал работать подмастерьем в большой мастерской знаменитого Лоренцо Бернини. Со временем Лоренцо, видя в своем ученике невероятный талант к тонким работам, стал допускать Финелли к изготовлению многих своих скульптур. На то время самый высокий уровень своего мастерства начинающий скульптор проявил в знаменитой композиции Бернини «Аполлон и Дафна» (1622–1625). Присмотритесь к изящно вырезанным веткам и корням, которые «произрастают» из рук и ног Дафны — это работа молодого Джулиано Финелли.

Как итальянский скульптор XVII века превращал мрамор в кружева: Джулиано Финелли
Аполлон и Дафна. Фрагменты. (1622–1625). (Изящно вырезанные ветки и корни — работа молодого Джулиано ).

Шло время, и более расторопные ученики Бернини вытеснили Финелли из мастерской мэтра. Тот некоторое время имел случайные заказы, которые получал при посредничестве римского художника Пьетро да Кортона. Однако невзирая на то, что техника выполнения скульптур Финелли была достаточно высокой, он не смог конкурировать с бравурностью и динамизмом, а также со скоростью изготовления с произведениями Бернини, которые тот выполнял с помощью других мастеров.

В 1629 году Джулиано оставляет Рим и снова перебирается в Неаполь, где у него появилась собственная мастерская и ученик Доменико Гвиди — его племянник, ставший позднее известным скульптором. Однако и в этом городе у мастера нашелся конкурент — местный скульптор Козимо Фанцаго (1591-1678).

Как итальянский скульптор XVII века превращал мрамор в кружева: Джулиано Финелли
«Кардинал Шипионе Боргезе». (1632 год). Метрополитен-музей , Нью-Йорк. Скульптор: Джулиано Финелли.

В Неаполе у Финелли также был и покровитель — кардинал Шипионе Боргезе, чьи мраморные скульптуры украшают многие соборы Италии, в их числе и бюст, выполненный Джулиано Финелли. В Неаполе Джулиано Финелли из мрамора на заказ выполнил несколько портретов и религиозных скульптур для Кафедрального собора Святого Януария, построенного в XIII веке.

Как итальянский скульптор XVII века превращал мрамор в кружева: Джулиано Финелли
Бюст «Мария Капраника» (Bust of Maria Cerri Capranica) 1637, Музей Гетти , Калифорния . Фрагменты. Скульптор: Джулиано Финелли.

Финелли был невероятно скрупулёзен в вырезании крошечных деталей. И это его эмоционально и физически истощало. Кружевные воротники, оборки и меха на его бюстах настолько тщательны высечены, что нельзя даже подумать о том, что они из мрамора. До конца своих дней Джулиано Финелли продолжал творить. В последние месяцы жизни находился в Риме. Умер в 52 года по неизвестной причине, и похоронен в Римской церкви Святого Луки и Марты.

Удивительная история одного скульптурного портрета

Как итальянский скульптор XVII века превращал мрамор в кружева: Джулиано Финелли

Не пропустите

Не пропустите

Интересное

11 наиболее дорогостоящих произведений американского искусства, проданных на торгах...

1-ое десятилетие XXI века оказалось подходящим для художественной промышленности: самая финансово накладная картина в мире была продана на тендере за нереальную сумму, повсевременно возрастающий...

Подобные похожие и подобные различные сестры Германовы: Почему почти...

7 мая исполнилось шестьдесят лет диве Любови Германовой, популярной по телесериалам «Детективы Анны Малышевой», «Бывшие», «Физрук» и «Врач Тырса». Зрители наверное знают и еще...

Интересное

Как верно армировать ленточный фундамент своими руками

Рассказываем об арматурном каркасе для ленточного фундамента, особенностях его сборки и тщательно описываем технологию армирования конструкции. ...

Похожие новости