Как «отец российского футуризма» привез в Японию западное авангардное искусство: Умопомрачительная жизнь Давида Бурлюка

Как «отец российского футуризма» привез в Японию западное авангардное искусство: Умопомрачительная жизнь Давида Бурлюка

Александр Блок заявлял, что Давид Бурлюк (вместе c его братьями-поэтами, собирательно «Бурлюки») его заочно стращает. Владимир Маяковский же, напротив, называл Бурлюка своим преподавателем и даже спасателем. А Велимир Хлебников, которому наш герой также оказывал всяческое покровительство, отказался позировать самому Репину со словами: «Меня уже рисовал Бурлюк – на его портрете я похож на треугольник!». Кем же был этот загадочный человек, украшавший лицо силуэтами кошек и писавший гору Фудзи на рассвете?

Как «отец русского футуризма» привез в Японию западное авангардное искусство: Фантастическая жизнь Давида Бурлюка

Давид Бурлюк с рисунком на лице и манифестом футуризма. Берег жизни (фрагмент).

Давид Бурлюк никого из своих знакомых (и незнакомых – читателей, критиков, зрителей…) не оставлял равнодушным. Казалось, вся его жизнь – это нескончаемый спектакль, посвященный ему самому. Он был отцом-основателем русского футуризма, принимал участие в деятельности множества творческих союзов и объединений. При этом в его истории нет ни одного громкого скандала, вражды, соперничества, а ведь русская богема начала XX века напоминала нечто среднее между змеиным гнездом и бочкой пороха. Революционер в искусстве, в жизни он был спокойным, уравновешенным человеком, умеющим распространять отеческую заботу на всех, кого затягивало магнитное поле его личности, а неудачи и потери умел обратить себе во благо.
Он родился в Харьковской губернии в 1882 году. Его отец был агрономом, управляющим Чернодолинским заповедным имением графа А. А. Мордвинова. Двое братьев и три сестры Давида Бурлюка росли людьми творческими, все увлекались живописью и поэзией. Однако уже в детстве живописная карьера Давида оказалась под угрозой – в драке с братом он лишился глаза. Даже современное протезирование не достигло таких высот, чтобы искусственный глаз во всем походил на настоящий, а в те годы протезы и выглядели странно, и не были удобными в использовании. Однако с годами Бурлюк начал даже бравировать своей особенностью, придирчиво глядя на окружающих искусственным глазом через лорнет и утверждая, что именно эта травма подарила ему уникальный взгляд на вещи.

Как «отец русского футуризма» привез в Японию западное авангардное искусство: Фантастическая жизнь Давида Бурлюка

Черный конь.

Как «отец русского футуризма» привез в Японию западное авангардное искусство: Фантастическая жизнь Давида Бурлюка
Мост. Пейзаж с четырех точек зрения.

Об искусстве он говорил следующее: «Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений… Многие произведения вмещают в себя запасы эстет-энергии на долгие сроки, как озёра горные, из коих неустанно вытекают великие реки воздействий, а истоки не иссякают». Так он впоследствии отзывался о работах, например, Николая Рериха. Но и сам стремился создавать нечто «заряженное».

Как «отец русского футуризма» привез в Японию западное авангардное искусство: Фантастическая жизнь Давида Бурлюка
Воспоминания о прошлом. Натюрморт с цветами.

Увлекшись рисованием еще в годы учебы в Казани и в Одессе, он поначалу желал влиться в ряды профессиональных художников, однако экзамены в Академию художеств в Петербурге провалил. Но не огорчился и решил покорять столицы авангардного искусства – Мюнхен и Париж. Оттуда он привез массу впечатлений. В 1910-х в имении Чернянка, где в те годы работал его отец, Бурлюк пишет манифест русского футуризма «Пощечина общественному вкусу», призывающий «сбросить Пушкина с Парохода Современности», а его братья и сестры становятся первыми русскими футуристами вместе с юным Маяковским и Хлебниковым, Лентуловым и Ларионовым…

Как «отец русского футуризма» привез в Японию западное авангардное искусство: Фантастическая жизнь Давида Бурлюка
Николай Кульбин, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский.

Именно Бурлюк со своими новыми товарищами организовал в России общество «Бубновый валет», адаптировавшее приемы европейского модернизма. Его собственное живописное творчество было очень эклектичным – от примитивизма до кубизма. Главное, чтобы работа была построена на трех китах футуризма – «дисгармонии, асимметрии и деконструкции». Впрочем, пейзажи и натюрморты Бурлюка, отсылающие к фовизму и импрессионизму, вовсе не кажутся такими уж дисгармоничными.

Как «отец русского футуризма» привез в Японию западное авангардное искусство: Фантастическая жизнь Давида Бурлюка

Не пропустите

Как стать уверенным внутри себя? Советы психолога

Неуверенность внутри себя – одна из более распространенных вопросов, с которой приходят к психологу. Но она быть может не так критической,...

Не пропустите

7 известных актёров-шпионов, которые удачно кооперировали работу в кино...

Краса, известность и политика постоянно постоянно соединены. Прекрасные дамы выведывают тайны у имеющих влияние поклонников, публичные люди во время собственных путешествий способны транспортировать скрытые...

Интересное

Интересное

Похожие новости

7 популярных персон, имеющ?? миллионы, а проживают...

Несколько сот тысяч, а то и миллион долларов за съемки в кинофильме – такая цена работы современных актеров. При этот заработной плате не сложно...