
Цифровая живопись – узкая грань противоположностей, которая объединяет броский всплеск красок с высочайшими технологиями. Это умопомрачительный мир искусства, где любая сделанная картина так многогранна, что иногда её трудно осознать и оценить согласно заслугам. Кто-то отдаёт предпочтение смешанному стилю, а кто-то с нуля на все сто использует исключительно планшет для рисования и с десяток подходящих для обработки программ. Но так или иначе, это искусство пользуется достаточно большой популярностью во всём мире и может похвастаться не менее яркой и увлекательной историей своего зарождения.
1. История цифровой живописи

Мазки кисти Роя Лихтенштейна, 1965 год. Фото: ktep.org.
С момента изобретения фотографии в конце XIX века живопись потихоньку стала сходить на нет, а между фотографами и художниками началось самое настоящее противостояние, ведь каждый пытался отстоять и доказать свою точку зрения. Только в 1960-х годах, с появлением поп-арта и фотореализма, художники начали исследовать концепцию цифровой живописи. Одним из первых, кто принял цифровую эстетику, был поп-художник Рой Лихтенштейн, который ввёл в своё искусство чернильные точки, которые он кропотливо расписывал вручную специальной краской через металлический трафарет.

«Мне все равно! Я скорее утону, чем позову Брэда на помощь!» — сокрушается Лихтенштейнская утопленница 1963 года. Фото: google.com.
В картине «Мазки кисти» 1965 года Лихтенштейн увеличивает фрагмент комикса под названием «Картина» Дика Джордано. Абстрактный дизайн его композиции напоминает дизайн Нью-йоркских абстрактных экспрессионистов 1950-х годов, но Лихтенштейн намеренно пародирует их предполагаемую оригинальность, делая свою абстрактную композицию и капающую краску полностью синтетическими.

Без названия (рисунок) Зигмара Польке, 1983 год. Фото: pinterest.com.
Вслед за американским поп-артом в Западном Берлине появилась альтернативная группа художников, которые называли себя капиталистическими реалистами, провозглашая себя «первыми немецкими поп-артистами».
Одним из наиболее выдающихся членов группы был Зигмар Польке, который изучал миры СМИ, рекламы и массовой культуры. Но в отличие от американской поп-культуры, капиталистические реалисты использовали более грубый и беспорядочный подход, сочетая экспрессионизм прошлого Германии с элементами образа средств массовой информации, чтобы создать свой собственный стиль цифровой живописи.

Абстрактная картина № 439 Герхарда Рихтера, 1978 год. Фото: yandex.ua.
Как и Лихтенштейн, Польке любил точки. Он вставлял, печатал и рисовал эти точки во многих своих картинах, превращая их в свой собственный дерзкий фирменный стиль, как показано на картине «Без названия» 1963 года.
Немецкий художник Герхард Рихтер был тесно связан с Польке и капиталистическим реалистическим движением, разделяя с Польке взаимное увлечение тем, как печатная поверхность может быть включена в живопись. Рихтер, пожалуй, больше всего известен своими фирменными размытыми фотореальными картинами, которые так хорошо имитируют мягкий фокус фотографии, что часто вызывает семнение, действительно ли они написаны вообще. Его работа была тесно связана с американскими фотореалистами 1960-70-х годов, которые искали способы кропотливо передать острый реализм фотографии в живописи.

Matrosen Sailors, Герхард Рихтер, 1966 год. Фото: blogspot.com.
Но Рихтер использовал более экспериментальный подход, смешивая фотографические и живописные эффекты вместе, он выражал своё восхищение новой волной в искусстве. В 1970-х годах Герхард начал фотографировать свои собственные экспрессивные, абстрактные картины и создавать новые на основе этих фотографий. Как можно видеть в Абстрактной живописи № 439, 1978, жидкая текучесть краски сливается с глянцевой, нетронутой поверхностью фотографии, создавая цифровую картину. И Рихтер, и Польке оказали особенно глубокое влияние на современных художников, которые продолжают развивать свои навыки и экспериментальные подходы к созданию той или иной работы.
2. Коллажи
