Нелепый мир возлюбленного художника Екатерины II: Виды Рима и воображаемые тюрьмы Пиранези

Нелепый мир возлюбленного художника Екатерины II: Виды Рима и воображаемые тюрьмы Пиранези


Джованни Баттиста Пиранези – главная фигура евро искусства 18 века. Он поднял мастерство строительной графики на недосягаемую до этого высоту, стал родоначальником нескольких новых жанров в искусстве, его гравюры побуждали проектировщиков во всем мире, имя его еще при жизни гремело всюду, а покои Екатерины II были завалены его гравюрами от пола до потолка. А он сам посвятил десятилетие изображению… тюрем.

Абсурдный мир любимого художника Екатерины II: Виды Рима и воображаемые тюрьмы Пиранези
Храм Сатурна.

Пиранези родился в 1720 году. Место его появления на свет – предмет споров. До последнего времени считалось, что это было местечко Мольяно-Венето, но современные исследователи склоняются к тому, что будущий творец «бумажной архитектуры» с первых секунд своей жизни и до двадцатилетнего возраста жил в Венеции.
Пиранези никогда не планировал становиться гравером. И уж тем более не думал, что его прославит это ремесло. И уж точно даже предвидеть не мог, что окажется настоящим революционером офорта, что оттиски с его медных досок разлетятся от солнечной Испании до заснеженной России…

Абсурдный мир любимого художника Екатерины II: Виды Рима и воображаемые тюрьмы Пиранези
Вид строящегося моста Блэкфрайерс через Темзу.

Его отец был архитектором, сам Джованни с юных лет мечтал продолжить семейное дело, в то время как его брат избрал путь монаха-доминиканца. Он был первым учителем Пиранези, обучал его латыни и истории. А их родной дядя работал в «Магистрате вод» в Венеции – несмотря на романтичное название, организация занималась реставрацией исторических зданий и восстановлением мостов. Именно любимый дядюшка поспособствовал началу архитектурной карьеры племянника. В двадцатилетнем возрасте Пиранези, уже попавший под влияние мрачного очарования венецианских пейзажистов, оказался в Риме, где работал чертежником. Он много и охотно учился, постигал тайны гравюры, перспективы, строительства… И уже спустя три года представил на суд публики свой первый альбом архитектурных офортов.

Абсурдный мир любимого художника Екатерины II: Виды Рима и воображаемые тюрьмы Пиранези
Гравюры, посвященные Риму.

В его работах причудливость барокко сочеталась с рациональностью классицизма. Рука чертежника и фантазия художника, соединившись, породили одновременно фантастические и предельно реалистичные архитектурные образы. Ни одна из этих гравюр не повествовала о реально существующем месте, все они были головокружительно невозможны и в то же время детальны, точны, невероятно техничны. Уже в этом альбоме появляются первые признаки «воображаемых тюрем». А еще через пару лет увидели свет его работы, посвященные Древнему Риму…

Абсурдный мир любимого художника Екатерины II: Виды Рима и воображаемые тюрьмы Пиранези
Античный Капитолий.

В промежутке между созданием крупных серий гравюр Пиранези пытался найти работу в качестве архитектора, но в те годы ни в Риме, ни в Венеции крупномасштабных проектов для него не нашлось.

Абсурдный мир любимого художника Екатерины II: Виды Рима и воображаемые тюрьмы Пиранези
Понте Магнифико.

Зато Пиранези вполне успешно занимался археологией, посещал Помпеи, исследовал храмы в Пестуме. Он с увлечением коллекционировал предметы античности, археологические находки, особенно древнеримские. Посещая раскопки, Пиранези стремился детально воссоздать образы древней архитектуры (пусть и частенько шел на поводу у своего воображения). Колонны и капители, вазоны и архи, надгробия и саркофаги, величественные храмы и покинутые руины… И новая жизнь среди осколков древней цивилизации. Серия офортов «Виды Рима» насчитывает сто тридцать семь листов. Рим был его первой и настоящей любовью, Рим, ему современный, древний и… быть может, будущий. Пусть Пиранези как архитектор оставил удивительно мало реальных построек – но некоторые сохранившиеся проекты, по-видимому, просто не дождались своего воплощения. Одна из самых значимых его архитектурных работ — церковь Санта Мария дель Приорато, принадлежащая Мальтийскому ордену.

Абсурдный мир любимого художника Екатерины II: Виды Рима и воображаемые тюрьмы Пиранези

Не пропустите

Новогодние картинки на ногтях

Выбор платьица для праздничка – одна половина в составлении вида на Новый год, 2-ая половина – это поиск картинок по запросу: пользующиеся популярностью...

Из-за чего поругались режиссёр Галина Волчек и актриса Чулпан...

Знаменитый художественный управляющий театра «Современник» Галина Волчек скончалась более одного года назад. Она была известна не лишь как профессиональный режиссёр, но ещё и как...

Похожие новости

Психология богатых и удачных

Наверное тебе любопытно, как люди стают обеспеченными и успешными? Что они делают этого, чтоб достигнуть хотимого? За богатством и фуррором нередко...

Чем пришлось пожертвовать основательнице знаменитого балета «Тодес»...

За тридцать три года существования балета «Тодес» этим коллективом было взято огромное количество высот. Также открытие своего театра, создание 127 школ танца и миллионы...