
Клод Моне, как и почти все остальные живописцы-импрессионисты, глубоко интересовался японским искусством. Его новизна и неповторимость зачаровывали почти всех жителей Европы. Это было реальным откровением, так как Япония была всецело изолирована от окружающего мира в течение практически 2-ух веков. За этот период времени с XVII-XIX века японские художники сумели развить особый художественный словарь, оказавший глубокое влияние на некоторых западных живописцев.

Бог ветра и Бог Грома, Таварая Сотацу, XVII век. Фото: pinterest.com.
Однако в 1852 году Чёрные корабли прибыли в бухту города Эдо (современный Токио), и американский флот вынудил сегунат, наконец, открыть себя для торговли. Впервые в современной истории иностранцы смогли попасть в Страну восходящего солнца. И впервые западному миру открылись необыкновенные картины школы Римпа или прекрасные многоцветные гравюры на дереве в стиле укиё-э.

Большая волна в Канагаве — гравюра на дереве японского художника Кацусики Хокусая. Фото: reddit.com.
1. Влияние японизма на европейское искусство

Гюстав Курбе: Шторм (Бурное море/Лодки). Фото: fr.wikipedia.org.
Считается, что современный художник Гюстав Курбе, который проложил путь импрессионистскому движению во Франции, якобы увидел знаменитую цветную гравюру на дереве «Большая волна в Канагаве» японского художника Кацусики Хокусая, прежде чем написать серию картин Атлантического океана летом 1869 года. После того как Курбе открыл для себя японское искусство, оно изменило представление художника об эстетике: в то время как в XIX веке европейские художники обычно идеализировали красоту природы, Гюстав вместо этого предложил интенсивное видение бурного моря, мучительного и тревожного, со всей дикой мощью природных сил в действии.

Эдуард Мане: Женщина с веерами (Нина Каллиас) 1873-1874 гг. Фото: google.com.
Видение, которое он представил своими картинами, глубоко встревожило академических традиционалистов Парижского Салона — устоявшегося учреждения, диктовавшего нормы эстетики в европейском искусстве, с настороженностью и скептицизмом относящееся к новшеству. Однако влияние, которое японское искусство оказывало на европейских художников, не ограничивалось лишь горсткой из них. Фактически, это стало широко распространённым явлением, которое позже будет определено как Японизм.

Женщина в саду Пьера Боннара. Фото: painting-planet.com.
Это ярое увлечение всем японским вскоре стало главной фишкой французских интеллектуалов и художников, среди которых были Винсент Ван Гог, Эдуард Мане, Камиль Писсарро и молодой Клод Моне. Между 1860-ми и 1890-ми годами западные художники перенимали японский стиль, экспериментируя с новыми техниками. Они также начали интегрировать предметы и декор в японском стиле в свои картины, и принимать новые форматы, такие как какэмоно (вертикальный свиток из бумаги или шёлка).
Кроме того, европейские художники стали уделять больше внимания гармонии, симметрии и композиции пустых пространств. Последнее было одним из самых фундаментальных вкладов японского искусства в Европе. Древняя философия ваби-саби глубоко сформировала эстетику в Японии. Таким образом, композиция пустых пространств предоставила художникам новую возможность намекать на скрытые смыслы или чувства в своих работах. Художники-импрессионисты наконец смогли превратить реки, пейзажи, пруды и цветы в поэтическую проекцию внутреннего мира.
2. Знакомство с японским искусством
