Почему бежал из Советского союза создатель агитационного фарфора: Сергей Чехонин

Почему бежал из Советского союза создатель агитационного фарфора: Сергей Чехонин


Русский агитационный фарфор сейчас – коллекционная ценность, а в свое время он служил средством агитации. Ленин в числе красочных цветов, звучные лозунги, серп и молот, вплетенные в классические узоры российского фарфора… Самым броским из мастеров этого направления по праву считается Сергей Чехонин. Лишь начинал он собственный творческий путь с эстетского «буржуазного» искусства, а закончил побегом из Советского Союза…

Почему бежал из СССР создатель агитационного фарфора: Сергей Чехонин
Художественный шрифт, разработанный Сергеем Чехониным.

Художник родился в 1878 году в Новгородской области. Отец его был паровозным машинистом, и Сергей Чехонин с юности трудился, не покладая рук – конторщиком, чертежником, кассиром… Однако по-настоящему тянуло его к искусству. Простой интерес быстро перерос в самую настоящую страсть, и вот уже восемнадцатилетний Сергей Чехонин отправляется в Петербург – в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Затем ему довелось поучиться в художественных мастерских княгини Тенишевой, оказывающей поддержку и молодым, и уже состоявшимся художникам. В дальнейшем Чехонин работал как керамист. Он немало времени провел в усадьбе Талашкино под покровительством все той же Тенишевой, где оставили свой след многие представители русского модерна, и в знаменитых мастерских Мамонтова в Абрамцево. В качестве художника-керамиста Чехонин приложил руку к созданию ряда произведений монументального искусства, работал над майоликовыми панно гостиницы «Метрополь», изразцами и росписями церкви Феодоровской Божьей Матери и Юсуповского дворца.

Почему бежал из СССР создатель агитационного фарфора: Сергей Чехонин
Книжная иллюстрация Сергея Чехонина.

В эти годы он сблизился с представителями художественного объединения «Мир искусства», настоящими эстетами, большими поклонниками ампира, рококо и Бердслея, и вплотную начал заниматься книжной графикой.

Почему бежал из СССР создатель агитационного фарфора: Сергей Чехонин
Книги, оформленные Сергеем Чехониным.

У него уже был некоторый опыт в области графического искусства. В 1910-х он увлекся политической карикатурой, но ненадолго. Его интересовали скорее декоративные, чисто эстетические возможности книжной графики, эксперименты со шрифтом, орнаментом, ритмом и цветом. В сущности, Чехонин был одним из первых графических дизайнеров в России. Он оформлял всю книгу целиком, от и до – обложку и иллюстрации, колонцифры и экслибрисы… Лучшие столичные издательства наперебой приглашали молодого художница работать над оформлением книг классиков и современников. Сам Иван Билибин, вознесший искусство иллюстрации на недосягаемую высоту, утверждал, что Сергей Чехонин значительно превосходит его как художник-график.

Почему бежал из СССР создатель агитационного фарфора: Сергей Чехонин
Иллюстрация Сергея Чехонина и блюдо с аналогичным рисунком.

Немногие представители «Мира искусства» спокойно приняли те тревожные перемены, которые принесла с собой Октябрьская революция. Увлеченные стариной, эти утонченные мечтатели стремились скорее отречься от суровой реальности, спрятаться от нее среди виньеток и изысканных стихов, но Чехонин был не таков. Он и до революции прекрасно осознавал, что художник не должен ограничиваться только живописью и графикой, и был в числе тех людей искусства, кто, фигурально выражаясь, «пошел на завод». Он руководил несколькими ремесленными мастерскими в Ростове Великом и Торжке – и, как считают исследователи, сильно поспособствовал сохранению местных промыслов. После революции 1917 года Чехонин еще активнее занялся декоративно-прикладным искусством – теперь уже с социалистическим оттенком, что вызвало сомнения и даже некоторую неприязнь со стороны его бывших коллег-мирискусников. Он придумывал герб РСФСР и печать Совнаркома, рисовал эскизы для создания советских денежных купюр и монет… Уверенной рукой он вывел шрифт, который затем использовался почти повсеместно – в транспарантах, лозунгах, печати… И, наконец, в 1918 году он занял должность художественного руководителя Государственного фарфорового завода в Петрограде (затем Ленинграде).

Почему бежал из СССР создатель агитационного фарфора: Сергей Чехонин
Эскиз блюда с надписью РСФСР.

Почти десять лет он отдал этому предприятию, не переставая заниматься и другими проектами – обложками книг, иллюстрациями, театральным плакатом. Именно Сергею Чехонину принадлежали первые эскизы советского агитационного фарфора, и именно на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде они перестали быть просто рисунками на бумаге.

Почему бежал из СССР создатель агитационного фарфора: Сергей Чехонин

Не пропустите

Почему из-за картины, которая была написана по фото, живописец...

В наше время трудно поверить в то, что возникновение практически два века тому назад фото, как средства зрительной коммуникации, совершило фактически революцию не лишь...

Нюдовый маникюр на новый год

Нюдовый маникюр – потрясающий вариант нейл-арта на новый год. Ведь база, которая была выполнена в светлой и ласковой цветовой политре, отлично впишется в...

Подходящие дни для маникюра в августе 2021

Лунный календарь маникюра на август 2021 года, который представлен тут, даст для вас понятие про то, какие дни в последнем летнем месяце будут...

Похожие новости

Нелепый мир возлюбленного художника Екатерины II: Виды...

Джованни Баттиста Пиранези – главная фигура евро искусства 18 века. Он поднял мастерство строительной графики на недосягаемую до этого высоту, стал родоначальником нескольких новых...

Как применять плитку терраццо в интерьере ванной,...

Акцентная стенка, фартук либо напольное покрытие — рассказываем, как можно применить трендовую плитку терраццо в интерьере и при всем этом не перестараться. ...

Дизайн балкона площадью 9 кв. м: оформляем...

Оформление большой площади имеет ряд особенностей: нужно обмыслить зоны и их размещение. Рекомендуем, как это сделать на балконе 9 кв. метров. ...