Почему дизайнер первого итальянского компа отказывался трудиться в ведущих компаниях государства: Этторе Соттсасс

Почему дизайнер первого итальянского компа отказывался трудиться в ведущих компаниях государства: Этторе Соттсасс


Он прожил девяносто лет, а казалось – тысячи, ведь даже в настолько длительную жизнь трудно уместить все то, что ему довелось совершить. Он прошел войну и лагерь военнопленных, чтоб подарить миру удовлетворенность. Он проектировал 1-ый итальянский комп и шокирующе фрейдистские вазы, возводил аэропорты и делал украшения… А в шестьдесят четыре года Этторе Соттсасс оставил карьеру успешного коммерческого дизайнера, чтобы совершить собственную революцию…

Почему дизайнер первого итальянского компьютера отказывался работать в ведущих компаниях страны: Этторе Соттсасс

Печатная машинка Оливетти.

Этторе Соттсасс родился в 1917 году, в семье архитектора, и сам получил образование в этой области. В годы учебы в университете начинал заниматься исследованиями и теорией дизайна (а эссе о дизайне и искусстве продолжал писать и издавать всю жизнь). Но прежде, чем начать собственную карьеру, он оказался в итальянской армии в годы Второй мировой войны, воевал в Черногории и выжил в югославском концлагере. Этот опыт, казалось, никак не повлиял на то, что создавал Соттсасс. Из-под его руки выходили яркие, жизнерадостные вещи, полные игры, иронии и скрытого эротизма.
В 1959 году его пригласили работать в компанию Оливетти, производившую печатные машинки.
В эти годы в Италии, оправившейся после войны, царствовал «хороший дизайн» — рациональные и лаконичные формы, благородные материалы, строгая логика и функциональность. Однако Соттсасс, прирожденный бунтарь, даже в такой технологичной сфере бросил вызов «хорошему вкусу» — его модели печатных машинок были все так же просты и минималистичны, но их форма вызывала эмоции, а яркие оттенки притягивали взгляд. Их хотелось держать в руках, прикасаться к ним, обладать ими. Спустя много лет его будут осуждать за слишком «возбуждающий» дизайн печатных машинок – забыв о том, что его авторству принадлежат по-настоящему скандальные работы, например, ваза в форме мужских гениталий. Большой поклонник женской красоты, Соттсас называл одну из своих машинок, алую модель «Валентина», «девушкой, надевшей очень короткую юбку» — так смело и дерзко она выглядела. В годы работы с «Оливетти» он получил престижную премию за проект первого компьютера итальянского производства, конечно, очень яркий и оптимистичный.

Почему дизайнер первого итальянского компьютера отказывался работать в ведущих компаниях страны: Этторе Соттсасс

Стеллаж в стиле Мемфис и печатная машинка.

Несмотря на свои смелые заявления, в 60-е Соттсасс завоевывал признание как добропорядочный дизайнер потребительских товаров – до тех пор, пока не оказался в Индии. Яркие краски чужой страны, ее древняя культура перевернули представление Соттсасса о дизайне. Он понял, что больше не хочет идти путем коммерческого дизайна, что задыхается в мире, полном правил, требований, ограничений… С тех пор он никогда больше не был «штатным дизайнером», хотя каждая из компаний, с которой он сотрудничал, мечтала заполучить его в штат.

Почему дизайнер первого итальянского компьютера отказывался работать в ведущих компаниях страны: Этторе Соттсасс
Вазы из коллекции Тотем.

Почему дизайнер первого итальянского компьютера отказывался работать в ведущих компаниях страны: Этторе Соттсасс
Вазы Этторе Соттсасса.

Почему дизайнер первого итальянского компьютера отказывался работать в ведущих компаниях страны: Этторе Соттсасс
Вазы Этторе Соттсасса.

Сначала он представил публике безумные керамические скульптуры как аксессуары для дома. Затем начал экспериментировать с материалами, цветами и принтами. Кровати из стекловолокна? Отлично! Пластик, акрил, ламинат, силикон в самых безумных и неожиданных сочетаниях? Разумеется! Соттсасс считал, что гедонистический, жизнерадостный подход к дизайну как нельзя лучше подходит темпераментным итальянцам, которые «столько раз подвергались набегам, что решили не строить на века, а просто радоваться жизни». Дизайнер настаивал, что дизайн имеет дело с духовной стороной жизни, а вещь обладает магическими свойствами – и проектировать нужно, опираясь на интуицию, а не на технологии.
Он дружил с битниками и музыкантами, прогуливался с Эрнестом Хэмингуэем, крутил один роман за другим (и в случае неудачи сублимировал в творчество – да-да, та самая скандальная ваза возникла в результате несчастной любви). Соттсасс прославлял чувственность, его работы приобретали волнующие изгибы и странную физиологичность.

Почему дизайнер первого итальянского компьютера отказывался работать в ведущих компаниях страны: Этторе Соттсасс

Не пропустите

Почему одна из наиболее прекрасных актрис провела в одиночестве...

Софья Станиславовна Пилявская всю жизнь дала театру, прослужив на сцене знаменитого МХАТа без малого семьдесят лет. А любители кино запомнили актрису по роли тётушки...

Не пропустите

Ленин с наколками, разбитое сердце Быстрицкой, макет героя «Криминального...

14 годов назад, 27 апреля 2007 г., тормознуло сердце известного актера, художественного руководителя БДТ, народного артиста Советский Союз Кирилла Сергея Лаврова. Его имя стало...

Правдиво о бюджете: сколько стоит малая обстановка однушки, как...

Наталья Горлова и Ольга Ефремова из ON Design Lab, Евгения Астахова и Евгения Ивлиева делятся воззрением относительно казны на ремонтные работы и обстановку малеханькой...

Интересное

Интересное

Из-за чего украинская звезда №1 Ани Лорак уже пару...

Навряд ли кто поспорит с тем, что украинская исполнительница, автор музыкальных произведений и автор текстов Ани Лорак – одна из наисильнейших вокалисток современности. Её...

Похожие новости

Почему известный актер и любимчик дам Михаил...

10 годов назад, 22 апреля 2011 г. умер известный актер и режиссер, народный артист РСФСР Михаил Козаков. Киноленты с его участием («Человек-амфибия», «Здрасти, я...