Почему живописцы изображали Лукрецию Борджиа то святой, то куртизанской: 5 предположений — одна дама

Почему живописцы изображали Лукрецию Борджиа то святой, то куртизанской: 5 предположений - одна дама


Образ Лукреции Борджиа до настоящего времени остаётся среди наиболее спорных образов в истории искусства и не лишь. Большая часть её портретов воспроизводились спустя десятки лет после её погибели, изображая её чувственной и каверзной личностью. Однако как точны эти изображения Лукреции до настоящего времени остаётся загадкой. Ведь и по сей день существует множество споров и разногласий о том, какой она была на самом деле и почему каждый художник изображал её по-своему, видя в ней то святую Екатерину, то идеализированную куртизанку.

1. Лукреция Борджиа в образе Святой Екатерины Александрийской

Почему художники изображали Лукрецию Борджиа то святой, то куртизанской: 5 версий - одна женщина
Лукреция в образе Святой Екатерины, Бернардино ди Бетто (Пинтуриккьо), 1492-94 гг. Фото: mhedsson.wordpress.com.

Один из самых ранних ренессансных портретов Лукреции Борджиа находится в Ватикане. Отец Лукреции, папа Александр VI, поручил Бернардино ди Бетто (Пинтуриккьо) создать серию фресок в Апартаментах Борджиа. Они написаны в серии из шести люксов, расположенных в Апостольском дворце Ватикана, который теперь является частью Ватиканской библиотеки. Фрески были закончены между 1492 и 1494 годами, так что Лукреции было около двенадцати-четырнадцати лет. Здесь она изображена как Святая Екатерина Александрийская.

Почему художники изображали Лукрецию Борджиа то святой, то куртизанской: 5 версий - одна женщина
Папа Александр VI, Бернардино ди Бетто (Пинтуриккьо), 1492-95 гг. Фото: commons.wikimedia.org.

Связь женщины с благочестием и чистотой имела решающее значение в том, как она воспринималась. Изображение Лукреции в образе Святой Екатерины — не случайное совпадение. Связи между ней и небесными религиозными деятелями намеренно укрепляют её статус хорошо воспитанной женщины. Это то, что будет определять характер Лукреции на протяжении всей её жизни. Она была известна своей преданностью Церкви и проводила время в монастырях, когда была напряжена/больна и нуждалась в убежище. Её благочестие было хорошо известно даже благодаря постоянным слухам о её семье.

Другие фрески содержат портреты различных фигур из семьи, включая её отца Родриго Борджиа, её брата Чезаре Борджиа и любовницу её отца Джулию Фарнезе. Выше приведён отрывок из «Воскресения», изображающий папу Александра VI в молитве. Поскольку на фресках изображены и другие члены её семьи, неудивительно, что она тоже изображена здесь. Папа Александр VI был не первым Папой, который был помещён в религиозные фрески, но он был первым, кто поместил в них свою семью. Став Папой, он узаконил своих детей как своих собственных и использовал их вновь обретённое положение, чтобы создать династию для своей семьи. Для Лукреции это означало выгодный брак. Такой ренессансный портрет видели бы посетители Папы. Это способствовало тому образу, который папа Александр VI установил для своей дочери и семьи.

2. Памятные медали Лукреции Борджиа

Почему художники изображали Лукрецию Борджиа то святой, то куртизанской: 5 версий - одна женщина
Изображения памятных медалей Лукреции Борджиа, 1480-1519 гг. Фото: pinterest.com.

Две отдельные медали, обе с изображением Лукреции Борджиа, приписываются скульптору и медальеру Джан Кристофоро Романо. Медали в эпоху Возрождения часто изготавливались в честь свадеб, юбилеев, смертей или торжеств человека. Ренессанс возродил классические римские традиции, и памятные медали были одной из таких традиций. Они позволяли узнавать важных людей и увековечивать их изображения на этих медальонах. Надпись переводится как «Лукреция Борджиа д’Эсте герцогиня» и датируется примерно 1502-05 годами в зависимости от источника.

Во время её процессии в Феррару, её новый дом, было важно показать богатство, которое её семья приносила в брак. Завладеть вниманием и заявить о себе было очень важно для того, чтобы произвести прочное первое впечатление. Эта медаль, безусловно, демонстрирует богатство и чувство стиля Лукреции, которые она привезла с собой из Рима.

Почему художники изображали Лукрецию Борджиа то святой, то куртизанской: 5 версий - одна женщина
Работа Бьянки Марии Сфорца, ок. 1493 года. Фото: useum.org.

Медаль слева, по-видимому, была сделана в честь свадьбы Лукреции и Альфонсо I д’Эсте, герцога Феррары, в начале 1502 года. Изабелла д’Эсте, маркиза Мантуанская, невестка Лукреции, подробно описала, во что она была одета по случаю своего замужества и приезда в Феррару. В одном из её рассказов отмечается, что её головной убор «был наполнен шпинелями, бриллиантами, сапфирами и другими драгоценными камнями, включая очень крупный жемчуг» (Цитата из книги Сары Брэдфорд «Лукреция Борджиа: жизнь, любовь и смерть в Италии эпохи Возрождения»).

Это описание совпадает с тем, что изображено на левом медальоне. Её волосы собраны в популярной для женщин причёске коаццони. У девушки на портрете гладкие волосы с пробором посередине и длинная заплетённая коса. Она носит trinzale (модная сетка для волос, обычно с жемчугом или бисером) вместе со шнуром, носящимся вокруг, как оголовье. Выше приведён портрет Бьянки Марии Сфорца, который также демонстрирует эту причёску.

В 1505 году и Лукреция, и её муж унаследовали титул герцогини и герцога Феррары, так что подходящая медаль могла бы стать памятью об этом событии. Второе изображение очень отличается от первого. Здесь её волосы свободно зачесаны назад и струятся по спине волнами. На шее у неё простое шнуровое ожерелье. Её платье драпировано и застёгнуто на плече маленькой застёжкой, которая называется brochetta di spalla. Этот внешний вид можно отнести к римскому стилю. Она часто ассоциировалась с римской героиней Лукрецией, что играет большую роль в её идентификации на других портретах.

3. Портрет молодой леди

Почему художники изображали Лукрецию Борджиа то святой, то куртизанской: 5 версий - одна женщина
Портрет молодой леди, Бартоломео Венето, ок. 1500-10 гг. Фото: infobae.com.

«Портрет молодой леди» — ещё одна картина, представляющая собой возможный портрет Лукреции Борджиа. Этот образ используется на биографических сайтах или в онлайн-статьях о Лукреции, поэтому его стоит упомянуть. По данным Национальной галереи Лондона, это ренессансный портрет неизвестной женщины, созданный около 1500-10 годов. Известно лишь, что изображенная женщина явно богата, о чем можно судить, исходя из её наряда. Предполагается, что это может быть портрет Лукреции, потому что он был написан Бартоломео Венето, тем же художником, который создал идеализированный портрет куртизанки, как «Флора». Венто стал известен своими высокодетализированными портретами, подчёркивающими одежду богатых.

Почему художники изображали Лукрецию Борджиа то святой, то куртизанской: 5 версий - одна женщина

Не пропустите

Престижный цвет лака для ногтей на зиму 2020

Из статьи узнаете, какой цвет ногтей будет в моде в зимнюю пору 2020 года. Ведь, невзирая на холода, девицы желают, чтоб их ногти...

Почему принципиально составлять план?

Все мы любим грезить, ставить цели и мыслить о чудесном будущем. Однако нередко наши желания не реализуются, цели остаются непокоренными, а...

Похожие новости

Почему звезда телесериала «Интерны» не смогла найти...

Данная актриса сыграла приблизительно 30 ролей в кино, но большинству зрителей наверное запомнилась в виде главного врача Анастасии Кисегач из телесериала «Интерны». С момента...

Елене Яковлевой – 60: Почему диве приходится...

5 марта исполняется шестьдесят лет пользующейся популярностью диве, народной артистке Рф Елене Яковлевой. О её творческих достижениях всем отлично понятно – уже несколько десятков...