Почему написали донос на режиссера-участника сражений Чухрая, который снял культовые киноленты о Величавой Отечественной

Почему написали донос на режиссера-участника сражений Чухрая, который снял культовые киноленты о Величавой Отечественной


23 мая исполняется вековой юбилей с рождения известного кинорежиссера, автора сценария и преподавателя, народного артиста Советский Союз Григория Чухрая. 1-ые же его работы – киноленты «40 1-ый» и «Баллада о бойце» – принесли ему не лишь всесоюзную славу, да и мировое признание, ведь они были отмечены премиями на Каннском кинофестивале. При этом на родине режиссеру пришлось отстаивать их с боем, так как чиновники считали их провальными. «Балладу о солдате» называли фильмом, порочащим честь советской армии, а «Сорок первый» и вовсе заклеймили после доноса, в котором работу фронтовика Чухрая нарекли «белогвардейской стряпней»…

Почему написали донос на режиссера-фронтовика Чухрая, снявшего культовые фильмы о Великой Отечественной

Григорий Чухрай с женой | Фото: stuki-druki.com

Если у кого-то и было моральное право говорить о событиях военного времени, то у Григория Чухрая, ведь он знал о войне не понаслышке. В 19 лет он ушел на фронт, стал десантником, не раз бывал в тылу врага, защищал Сталинград, дважды переходил линию фронта, трижды был ранен. После этого он всю жизнь верил в то, что выжил на войне не случайно: «Меня всегда удивляло, что война кончилась, а я остался жив. Почему именно мне такой подарок судьбы? Может быть, для того, чтобы продолжать дело, за которое отдали свои жизни миллионы моих сверстников? Эта мысль не кажется мне пустой. А служение этому делу и составляет цель моей жизни».

«У войны свои законы»

Почему написали донос на режиссера-фронтовика Чухрая, снявшего культовые фильмы о Великой Отечественной

Режиссер Григорий Чухрай | Фото: stuki-druki.com

В 1953 г. Григорий Чухрай окончил режиссерский факультет ВГИКа и начал свой путь в кино с работы ассистента режиссера, а затем – второго режиссера на Киевской киностудии. Спустя 2 года он перешел на «Мосфильм», а еще через год снял свою дебютную режиссерскую работу – фильм «Сорок первый». Теме Великой Отечественной войны он посвятит свою следующую картину – «Балладу о солдате», а начать свой путь в кино Чухрай решил с темы Гражданской войны.

Почему написали донос на режиссера-фронтовика Чухрая, снявшего культовые фильмы о Великой Отечественной
Кадр из фильма Якова Протазанова *Сорок первый*, 1926 | Фото: kino-teatr.ru

Основой сценария послужила одноименная повесть Бориса Лавренева о женщине-снайпере из Красной армии, которая уничтожила 40 белогвардейцев, а того, кто должен был стать 41-м, – полюбила. Произведение было написано еще в 1924 г. и уже было экранизировано Яковом Протазановым в 1926 г. Чухрай впервые прочитал эту повесть в 17 лет, а замысел снять по ней новую экранизацию возник у него во время войны, когда он лежал в госпитале после третьего ранения. Восстановление было продолжительным, в руки будущему режиссеру попалась книга Лавренева, и он долгое время размышлял над сюжетом и образами.

Почему написали донос на режиссера-фронтовика Чухрая, снявшего культовые фильмы о Великой Отечественной
Изольда Извицкая в фильме *Сорок первый*, 1956 | Фото: vokrug.tv

Позже он вспоминал: «Л. Н. Толстой сказал, что если полюбишь женщину, потом охладеешь к ней, а потом поймешь, что не можешь без нее жить, – это настоящее. Нечто подобное произошло и со мной… Повесть «Сорок первый» произвела на меня глубокое впечатление. Писатель, его отношение к жизни, были мне не только симпатичны, но в чем-то даже родными по духу. Я перечитывал повесть несколько раз и думал. Думал над проблемами войны вообще и гражданской войны в частности. Благо времени для размышлений было достаточно. Трагическая судьба красноармейки Марютки, влюбившейся в своего врага – белого офицера, а потом застрелившей его, сегодня может показаться неправдоподобной, но у войны свои законы, которые непонятны тем, кто этого ада не прошел».

Скользкая тема

Почему написали донос на режиссера-фронтовика Чухрая, снявшего культовые фильмы о Великой Отечественной
Кадр из фильма *Сорок первый*, 1956 | Фото: vokrug.tv

Фильм Протазанова казался Чухраю тенденциозным, снятым с «классовых позиций», ведь белогвардейцы там были злодеями, а красные – благородными героями. По своему собственному опыту он знал, что на войне все не так однозначно, что негодяи встречаются и среди врагов, и среди своих, что настоящие чувства не знают этого разделения на своих и чужих. При этом режиссер понимал, какие подводные камни скрывает подобная интерпретация событий. «Фильмы, как тот, о котором я начал думать теперь, в те времена назывались фильмами «на скользкую тему». На такой теме можно было поскользнуться, упасть и больше не подняться. Я знал это. И тем не менее засел за сценарий. Я не мог поступить по-другому», – говорил Григорий Чухрай.

Почему написали донос на режиссера-фронтовика Чухрая, снявшего культовые фильмы о Великой Отечественной

Не пропустите

Как верно составить контракт аренды квартиры

Рассказываем, какие пункты непременно должны быть прописаны в договоре и на какой закон опираться при его составлении. ...

Не пропустите

Подходящие дни для маникюра в декабре 2021

Лунный календарь – это вещь, куда вы должны прежде всего заглянуть, чтоб избрать самый подходящий день для маникюра в декабре 2021 года. Так...

Интересное

Добрые дела Владимира Высоцкого: За что артисту были признательны...

25 января могло бы исполниться восемьдесят три года одному из пользующихся наибольшей популярностью и возлюбленных в народе русских артистов, которого называют эмблемой эры 1970-х...

Интересное

5 наилучших, документальных кинофильмов, которые заинтригуют даже детишек

Что может заинтриговать детишек младшего возраста? Конечно прекрасные рисунки, милые звери и таинственный космос. А еще неописуемые приключения, угрозы, детективные истории и мир, полный...

Похожие новости

Как Царевна Лебедь стала звездой в Индии...

У нас Ксению Рябинкину знают как исполнительницу балета Огромного театра и Царевну Лебедь из «Сказочные истории о царе Салтане». В её фильмографии всего 10...