Почему величавые живописцы потаенно употребляли фото в качестве натуры, И чем угрожало изобличение

Почему величавые живописцы потаенно употребляли фото в качестве натуры, И чем угрожало изобличение


Когда в 1839 году мир вызнал об изобретении фото, в среде живописцев начался переполох. Чрезвычайно почти все мастера тех пор забросили реалистическую живопись и начали находить остальные направления для собственного самовыражения. Однако нашлись и подобные, которые нежданно нашли большой плюс в фотографических снимках и начали негласно активно использовать их в своей работе. Достоверно известно, что к таким ухищрениям прибегали немало известных и знаменитых художников, в том числе Репин, Ван Гог, Альфонс Муха и др. А были и такие, которые поплатились за это жизнью.

Фотография довольно быстро начала «спорить» с изобразительным искусством. Новое изобретение техники вмиг поставило под сомнение когда-то прочный авторитет живописи. Ведь если есть механизированный способ создания изображения, то зачем нужна живопись — говорили одни. А сможет ли все нюансы передать «бездушная машина» — апеллировали вторые. Именно тогда, в позапрошлом веке, в жестком споре столкнулось два искусства, которые в нынешнее время вполне гармонично сосуществуют. Причем на их примирение ушло не одно десятилетие.

Почему великие живописцы тайно использовали фото в качестве натуры, И чем грозило разоблачение

Одни из самых первых фотоснимков в мире.

А тогда, в средине 19 века, с зарождением фотографии вся художественная среда пришла в полнейшее замешательство. Некоторые живописцы поставили крест на своей карьере, а иные начали придумывать невероятные техники, которые были весьма далеки от реализма. Вспомнить хотя бы новомодные художественные течения, которые на рубеже 19-20 столетия буквально захлестнули весь мир изобразительного искусства: импрессионизм и абстракционизм, модерн и сюрреализм, кубизм и авангард…

Но самые продвинутые мастера негласно поставили фотографию на служение своему творчеству, сделав ее вспомогательным, но достаточно надежным способом фиксации натуры. И хотя их долгие годы уличали в плагиате и не добропорядочности, это никоим образом не приуменьшило значимость их гениальных работ. Однако был в истории трагический случай, когда художник не пережив травлю критиков и завистников, дойдя до полного отчаяния, покончил жизнь самоубийством. Об этой истории мы расскажем в следующей нашей публикации.

И лишь с течением времени, к началу XX века, фотографию признали самостоятельным видом искусства, и использование живописцами снимков стало носить совершенно иной характер.

Илья Репин (1844 — 1930)

Почему великие живописцы тайно использовали фото в качестве натуры, И чем грозило разоблачение

Илья Ефимович Репин. Фото из архива художника.

Разумеется, что художники, творившие в 19 веке не признавались в использовании фотоснимков для создания своих картин, даже упоминание о фотографии в отношении их творчества было под табу. Считалось недопустимым и постыдным обращение к фотографии как вспомогательному средству. Тем не менее, история точно знает, что многие мастера, невзирая на огромный авторитет, использовали снимки систематически. К их числу можно причислить и творчество гениального русского живописца Ильи Репина.

Когда более 80 лет тому назад в уцелевшем после войны репинском доме, знаменитых Пенатах, было решено открыть мемориальный музей художника, историки обнаружили в архиве среди бумаг, рукописей и писем живописца две с половиной тысячи фотоснимков, которые впоследствии вошли в архив Академии художеств.

Почему великие живописцы тайно использовали фото в качестве натуры, И чем грозило разоблачение
Художник Илья Репин пишет портрет певца Федора Шаляпина в своей мастерской в «Пенатах» в феврале-марте 1914 года. Из фотоархива художника.

Многие снимки были сделаны лично художником, они часто публиковались и стали хрестоматийными. А другая их часть гораздо позже привлекла внимание исследователей творчества художника. Фотодокументы, рассмотренные более внимательно, явили собой очень интересную картину, и в процессе изучения исследователи приоткрыли завесу некоторых тайн ремесла живописца.

Так, среди фотоархива Ильи Ефимовича, помимо прочих, было найдено около четырехсот фотографий различных художников и их картин. В архиве также имелось около сотни снимков с его полотен и еще столько же фотографий Репина с моделями во время сеансов, причем на многих из них видно изображение, созданное художником. Но были и фотографии непосредственно моделей или прототипов, которые художник изобразил в своей живописи.

Почему великие живописцы тайно использовали фото в качестве натуры, И чем грозило разоблачение
«Царевна Софья Алексеевна». (1879 год). Холст, масло. Размеры: 204,5 х 147,7. Третьяковская галерея. Художник: Илья Репин. / Кухарка в позе царевны Софьи Алексеевны. Фотография И.Е.Репина. Конец 1870-х.

Так был найден фотоснимок кухарки, служившей в доме Репина. На фото, как видите, она изображена в позе, что и царевна Софья Алексеевна. Вероятнее всего именно это фото и послужило натурой для создания образа царевны, которая в свое время была свергнута Петром I и заперта в монастыре, где и приняла постриг. Самое проникновенное в картине – глаза царевны. В них можно прочесть и невероятную обиду, и грусть, и злобу, и откровенную ненависть.

Почему великие живописцы тайно использовали фото в качестве натуры, И чем грозило разоблачение
Валентина Серова, Мать художника В. Серова, послужившая прототипом образа на картине Репина «Царевна Софья Алексеевна». (1879 год).

Также в работе над портретом Репин использовал образ матери художника Валентина Серова, в результате чего с картины на нас смотрит женщина, в которой причудливо сочетается интеллект и достоинство вместе с грубой силой.

Есть у Репина также портрет В.В.Стасова, написанный в 1883 году, в большей своей части по фотоснимкам, что красноречиво подтверждают строки из письма Ильи Ефимовича: «Я гляжу в эту минуту на Ваши две фотографические карточки и говорю точно с Вами, а потом припомните, не обещали ли Вы мне чего-то? А обещали посидеть для портрета…» Через месяц портрет музыкального критика был готов. Вряд ли у Стасова нашлось время на длительное позирование, и Репину ничего не оставалось как написать его по фото.

Почему великие живописцы тайно использовали фото в качестве натуры, И чем грозило разоблачение

Не пропустите

Как без помощи других восстановить пластиковое окно

Рассказываем, как решить трудности со сквозняками из окна, отломанной либо заклинивающей ручкой, провисанием створки либо неисправным стеклопакетом. ...

Закадровые тайны «Вокзала для двоих» и «Ожесточенного романса»: Легенды...

9 мая в возрасте восемьдесят лет умер народный артист Россия, выдающийся кинооператор Вадим Алисов. Он работал с наилучшими режиссерами Советский Союз – Леонидом Гайдаем,...

Не пропустите

Интересное

Старые вседорожники, которые стоит приобрести

Какие старые вседорожники могут дать фору новым автомобилям. ...

Топ 5 самых страшных фактов о Хэндэ Creta

Автомодель Хэндэ Creta - не самый наилучший выбор для покупки. ...

Интересное

Можно ли ставить стиральную машину в коридоре (и как...

Сообщаем о том, что необходимо учитывать, принимая решение о монтаже стиральной машинки во входной зоне, показываем варианты расположения и рекомендуем, как подключить технику. ...

Похожие новости

Как и где расположить трековые осветительные приборы...

Увлекательное, необыкновенное освещение — неразделимая часть элегантного интерьера. Делимся мыслями дизайна места при помощи трековых осветительных приборов. ...

Неведомые подвиги умеренного героя «Весны на Заречной...

Данный актер сыграл в кино свыше 75 ролей, но большинству зрителей запомнился в видах кутилы Юры Журченко и очаровательного милиционера Володи из «Бриллиантовой руки»....

5 прелестных звездных холостячек, которым «незначительно за...

Так повелось в нашему государству, что если девице незначительно за 30, то сострадательные любительницы обсуждать личную жизнь начинают беспокоиться: почему такая умница и кросотка...