Почему величавые живописцы потаенно употребляли фото в качестве натуры, И чем угрожало изобличение

Почему величавые живописцы потаенно употребляли фото в качестве натуры, И чем угрожало изобличение


Когда в 1839 году мир вызнал об изобретении фото, в среде живописцев начался переполох. Чрезвычайно почти все мастера тех пор забросили реалистическую живопись и начали находить остальные направления для собственного самовыражения. Однако нашлись и подобные, которые нежданно нашли большой плюс в фотографических снимках и начали негласно активно использовать их в своей работе. Достоверно известно, что к таким ухищрениям прибегали немало известных и знаменитых художников, в том числе Репин, Ван Гог, Альфонс Муха и др. А были и такие, которые поплатились за это жизнью.

Фотография довольно быстро начала «спорить» с изобразительным искусством. Новое изобретение техники вмиг поставило под сомнение когда-то прочный авторитет живописи. Ведь если есть механизированный способ создания изображения, то зачем нужна живопись — говорили одни. А сможет ли все нюансы передать «бездушная машина» — апеллировали вторые. Именно тогда, в позапрошлом веке, в жестком споре столкнулось два искусства, которые в нынешнее время вполне гармонично сосуществуют. Причем на их примирение ушло не одно десятилетие.

Почему великие живописцы тайно использовали фото в качестве натуры, И чем грозило разоблачение

Одни из самых первых фотоснимков в мире.

А тогда, в средине 19 века, с зарождением фотографии вся художественная среда пришла в полнейшее замешательство. Некоторые живописцы поставили крест на своей карьере, а иные начали придумывать невероятные техники, которые были весьма далеки от реализма. Вспомнить хотя бы новомодные художественные течения, которые на рубеже 19-20 столетия буквально захлестнули весь мир изобразительного искусства: импрессионизм и абстракционизм, модерн и сюрреализм, кубизм и авангард…

Но самые продвинутые мастера негласно поставили фотографию на служение своему творчеству, сделав ее вспомогательным, но достаточно надежным способом фиксации натуры. И хотя их долгие годы уличали в плагиате и не добропорядочности, это никоим образом не приуменьшило значимость их гениальных работ. Однако был в истории трагический случай, когда художник не пережив травлю критиков и завистников, дойдя до полного отчаяния, покончил жизнь самоубийством. Об этой истории мы расскажем в следующей нашей публикации.

И лишь с течением времени, к началу XX века, фотографию признали самостоятельным видом искусства, и использование живописцами снимков стало носить совершенно иной характер.

Илья Репин (1844 — 1930)

Почему великие живописцы тайно использовали фото в качестве натуры, И чем грозило разоблачение

Илья Ефимович Репин. Фото из архива художника.

Разумеется, что художники, творившие в 19 веке не признавались в использовании фотоснимков для создания своих картин, даже упоминание о фотографии в отношении их творчества было под табу. Считалось недопустимым и постыдным обращение к фотографии как вспомогательному средству. Тем не менее, история точно знает, что многие мастера, невзирая на огромный авторитет, использовали снимки систематически. К их числу можно причислить и творчество гениального русского живописца Ильи Репина.

Когда более 80 лет тому назад в уцелевшем после войны репинском доме, знаменитых Пенатах, было решено открыть мемориальный музей художника, историки обнаружили в архиве среди бумаг, рукописей и писем живописца две с половиной тысячи фотоснимков, которые впоследствии вошли в архив Академии художеств.

Почему великие живописцы тайно использовали фото в качестве натуры, И чем грозило разоблачение
Художник Илья Репин пишет портрет певца Федора Шаляпина в своей мастерской в «Пенатах» в феврале-марте 1914 года. Из фотоархива художника.

Многие снимки были сделаны лично художником, они часто публиковались и стали хрестоматийными. А другая их часть гораздо позже привлекла внимание исследователей творчества художника. Фотодокументы, рассмотренные более внимательно, явили собой очень интересную картину, и в процессе изучения исследователи приоткрыли завесу некоторых тайн ремесла живописца.

Так, среди фотоархива Ильи Ефимовича, помимо прочих, было найдено около четырехсот фотографий различных художников и их картин. В архиве также имелось около сотни снимков с его полотен и еще столько же фотографий Репина с моделями во время сеансов, причем на многих из них видно изображение, созданное художником. Но были и фотографии непосредственно моделей или прототипов, которые художник изобразил в своей живописи.

Почему великие живописцы тайно использовали фото в качестве натуры, И чем грозило разоблачение
«Царевна Софья Алексеевна». (1879 год). Холст, масло. Размеры: 204,5 х 147,7. Третьяковская галерея. Художник: Илья Репин. / Кухарка в позе царевны Софьи Алексеевны. Фотография И.Е.Репина. Конец 1870-х.

Так был найден фотоснимок кухарки, служившей в доме Репина. На фото, как видите, она изображена в позе, что и царевна Софья Алексеевна. Вероятнее всего именно это фото и послужило натурой для создания образа царевны, которая в свое время была свергнута Петром I и заперта в монастыре, где и приняла постриг. Самое проникновенное в картине – глаза царевны. В них можно прочесть и невероятную обиду, и грусть, и злобу, и откровенную ненависть.

Почему великие живописцы тайно использовали фото в качестве натуры, И чем грозило разоблачение
Валентина Серова, Мать художника В. Серова, послужившая прототипом образа на картине Репина «Царевна Софья Алексеевна». (1879 год).

Также в работе над портретом Репин использовал образ матери художника Валентина Серова, в результате чего с картины на нас смотрит женщина, в которой причудливо сочетается интеллект и достоинство вместе с грубой силой.

Есть у Репина также портрет В.В.Стасова, написанный в 1883 году, в большей своей части по фотоснимкам, что красноречиво подтверждают строки из письма Ильи Ефимовича: «Я гляжу в эту минуту на Ваши две фотографические карточки и говорю точно с Вами, а потом припомните, не обещали ли Вы мне чего-то? А обещали посидеть для портрета…» Через месяц портрет музыкального критика был готов. Вряд ли у Стасова нашлось время на длительное позирование, и Репину ничего не оставалось как написать его по фото.

Почему великие живописцы тайно использовали фото в качестве натуры, И чем грозило разоблачение

Не пропустите

Не пропустите

Известной личности, которые пожелали жизнь в гостинице домашнему комфорту

Пока одни известной личности приобретают шикарные дома и средневековые замки, обустраивая их и создавая комфорт, остальные тем временем предпочитают селиться в гостиничных номерах. Что...

Как изменялся эталон женской красоты в Голливуде: от хрупкой...

В собственном большинстве мы привыкли принимать киноискусство в качестве утехи. Однако, оно - к тому же мощнейший проводник идеологии начиная от политических мыслях...

Интересное

Интересное

Похожие новости