В чём секрет пейзажей узнаваемых живописцев, заряжающих зрителя «возвышенной энергией»

В чём секрет пейзажей узнаваемых живописцев, заряжающих зрителя «возвышенной энергией»


Возвышенные пейзажные картины — один из наиболее устойчивых и знаковых сюжетов в истории искусства: от мечтательных шпилей Ренессанса до бурлящего романтизма 19 века и тестов современности – всё это вызывает шквал чувств, принуждая экзальтированно вздыхать, растворяясь в атмосфере, которая была создана художником.

Термин «возвышенное» был определён философом Эдмундом Берком в его исследовании происхождения наших идей о возвышенном и прекрасном в 1757 году. Берк также называл возвышенное не менее чем самой сильной эмоцией, которую может испытывать разум – неудивительно, что художники стремились перенять этот стиль, дабы передать всю прелесть запечатлённого момента.

1. Питер Брейгель Старший

В чём секрет пейзажей известных художников, которые заряжают зрителя «возвышенной энергией»

Картина Питера Брейгеля Старшего «Бегство в Египет», 1563 год.

Картина Питера Брейгеля Старшего «Бегство в Египет», 1563 год, олицетворяет собой возвышенную пейзажную живопись Северного Возрождения, сочетающую захватывающие дух пейзажи с религиозным повествованием. Крошечные фигурки Марии и Иосифа, идущие вдоль опасного утеса на переднем плане, спасаются от преследований в Вифлееме. Пейзаж тесно связан с их историей, окутанной темнотой и опасностью неизвестного. Брейгель стремился противопоставить области неподвижности и движения внутри этого единого образа, рисуя скалы и горы как устойчивую и неподвижную константу по сравнению с постоянно текущим движением воды, людей и птиц. Этот баланс противоположностей между тьмой/светом, хрупкостью/постоянством и неподвижностью/движением – сыграло главную роль в искусстве, где возвышенная пейзажная живопись стала одним из самых прочных образов всех времён.

2. Филипп Якоб Лютербург

В чём секрет пейзажей известных художников, которые заряжают зрителя «возвышенной энергией»

Картина Филиппа Якоба Лютербурга Лавина в Альпах, 1803 год. Фото: de.wahooart.com.

Британский художник французского происхождения Филипп Якоб Лютербург написал картину «Лавина в Альпах» в 1803 году, в то время, когда живописные, но опасные французские Альпы были всё более популярным воплощением возвышенного пейзажа. Помимо живописи Филипп увлекался театром и подрабатывал театральным сценографом, роль которого позволяла ему вкладывать в свои полотна ошеломляющую драматургию через яркое освещение, глубину и движение.

На его альпийской картине далёкие французские горы начинают осыпаться лавиной, «извергая» ужасающе огромные облака вздымающейся пыли и дыма на сцену и затемняя небо над головой. Вспышка белого света в центре привлекает внимание к крошечным, испуганным фигурам людей, которые буквально застыли перед падающими вокруг камнями. Сюжет этой картины одновременно прекрасен и ужасен, настолько, что зритель несколько минут стоит неподвижно, пристально и завороженно наблюдая за происходящим.

3. Джозеф Мэллорд Уильям Тернер

В чём секрет пейзажей известных художников, которые заряжают зрителя «возвышенной энергией»
Картина Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера Снежная буря: Ганнибал и его армия, пересекающие Альпы, 1812 год. Фото: newcriterion.com.

«Снежная буря: Ганнибал и его армия, пересекающие Альпы», 1812 год, олицетворяет мучительную красоту эпохи романтизма с чудовищными, изогнутыми грозовыми облаками, которые парят над маленькими людьми внизу. Посвящённая Ганнибалу Барке, командующему Карфагенской армией в 200-100 годах до нашей эры, картина изображает солдат Ганнибала, пытающихся пересечь Альпы в 218 году до нашей эры, с саласскими племенами, сражающимися с арьергардом Ганнибала.

Здесь буря становится мощной метафорой опасной для жизни борьбы, поскольку чёрные, тяжёлые облака образуют ужасающий, закрученный вихрь, который отталкивает крошечных, беспомощных солдат. Вдалеке солнце — сияющий шар завораживающего света, проблеск надежды среди трагедии войны. Но помимо повествовательных ссылок, этот возвышенный пейзаж Тернера в конечном счёте является отражением чистой, разрушительной жестокости природы, которая угрожает бессердечно поглотить людей внизу.

4. Каспар Давид Фридрих

В чём секрет пейзажей известных художников, которые заряжают зрителя «возвышенной энергией»
Картина Каспара Давида Фридриха Странник над морем тумана, 1817 год. Фото:

Одна из самых знаковых и возвышенных пейзажных картин всех времён, картина немецкого художника Каспара Давида Фридриха «Странник над морем тумана», 1817 год, воплощает мечтательный идеалистический дух европейского романтизма. Стоя в одиночестве на высокой тёмной скале, мужская фигура размышляет о своём месте во Вселенной, в то время как туман роится над далёкими долинами и горами. Фридрих передаёт возвышенный пейзаж здесь как негостеприимную и непостижимую местность, отражающую очарование XIX века дикой, необузданной природой.

В отличие от других художников той эпохи, которые стремились создавать небольшие фигуры, чтобы подчеркнуть величие пейзажа, Фридрих отводит своей фигуре центральную роль, оставляя её полностью анонимной, тем самым позволяя зрителю максимально погрузиться в таинственный туманный пейзаж.

5. Карл Эдуард Бирман

В чём секрет пейзажей известных художников, которые заряжают зрителя «возвышенной энергией»
Картина Карла Эдуарда Бирмана Гора Веттерхорн, 1830 год. Фото: blog.smb.museum.

«Гора Веттерхорн» Карла Эдуарда Бирмана, 1830 год, воплощает в себе возвышенный пейзажный стиль немецкого художника, с обширной, пересечённой местностью, окружённой драматическим театральным освещением. Скалистый передний план тщательно окрашен в насыщенные тёмные тона зелёного и коричневого, что ведёт зрителя к полосе деревьев и скал, которые исчезают в чёрной тени. На заднем плане эпический горный хребет освещён лучом солнечного света, подчёркивая его ледяные остроконечные шпили как мистическое и недостижимое место, в то время как облака роятся над головой, как будто угрожая разразиться бурей.

Как и многие художники-романтики, Бирман подчёркивает благоговейный трепет, удивление и ужасающий масштаб сцены, помещая на переднем плане две крошечные фигурки, которые позволяют зрителю представить себя на месте главных героев картины, что пытаются подняться по неровным камням и болотистой траве, в то время как водопад проносится мимо них в отблесках света.

6. Арнольд Бёклин

В чём секрет пейзажей известных художников, которые заряжают зрителя «возвышенной энергией»

Не пропустите

Не пропустите

Как сложились судьбы актрис из кинофильмов «Брат» и «Брат-2»:...

Киноленты Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2» стали культовыми и принесли актерам, которые исполнили главные роли, общенародную известность. Самыми колоритными звездами стали Сергей Бодров-младший и...

Интересное

Каждый получит по заслугам

Сколько неплохого в жизни ты сделал, а сколько сделал отвратительного? В жизни постоянно приходиться за все рассчитываться сполна. Хоть какой поступок...

Интересное

5 нередких поломок духовки: как распознать и что делать

Рассказываем об главных трудностях духовых шифанеров и вариантах их исправления. ...

Как применять мочевину на огороде весной: 4 метода внедрения...

Рассказываем о мочевине, особенностях её внесения в грунт и даем советы по правильному использованию удобрения в весеннее время года. ...

Похожие новости

10 звездных сыновей, как две капли воды...

Один смешной рассказ из жизни говорит: малышу увидели, что в его разработке очевидно участвовал папа - так он походит на отца. На что ребенок...

С какой неудачой столкнулась звезда «Команды» и...

В 1980-х гг. Александру Яковлеву называли среди наиболее красивых и привлекательных актрис советского кино, после ролей в фильмах «Колдуны», «Команда», «Человек с бульвара Капуцинов»...