За что Исаака Левитана называли виртуозом весенних пейзажей

За что Исаака Левитана называли виртуозом весенних пейзажей


И снова о величавом мастере российского пейзажа Исааке Ильиче Левитане, живописно и поэтически воспевшем природу-матушку средней полосы Рф. Он непомерно был очарован ею в всякую пору. Но больше всего живописец обожал осень, она, как ничто другое, отвечала состоянию его мятежной души. Однако, сейчас в нашей публикации представлена галерея весенних пейзажей художника, которые не менее великолепны и художественно ценны.

Весна, пробуждение природы – одно из прекраснейших и романтичных времен года. В эту пору природа как бы скидывает с себя дремоту, в которой пребывала во время долгой и холодной зимы. Пробуждаясь, она заставляет мир играть чистыми красками, звенеть капелью, пением птиц. Именно эта красота и романтичность окружающего мира, сбросившего с себя тягости зимы – все это нашло красноречивое отражение во многих произведениях русских художников-пейзажистов. Каждый из них писал весну такой, какой видел. У одних — она была связана с цветением распустившихся садов, журчанием рек, пением прилетевших птиц. В творчестве других мастеров весна ассоциировалась как время любви и нежности, а у третьих – это время сырости и грязи.

За что Исаака Левитана называли виртуозом весенних пейзажей

Левитан И.И. Весной в лесу. 1882. Государственная Третьяковская галерея. / Серов В.А. Портрет Левитана И.И. Фрагмент картины. 1893. Государственная Третьяковская галерея.

Вот и в левитановских весенних пейзажах, зачастую можно увидеть вместо весеннего настроения, настроение осеннего сырого дня, где преобладает серо-бурый колорит и об­щая подавленность. Однако есть множество и таких работ, которые реально дышат весной: тающий мартовский снег, едва тронутый первым дыханием тепла в преддверии весны, яркая зелень, разливы широких рек и мелких речушек, цветение яблоневых садов. Времена года Исаак Ильич считал как бы сменной одеждой природы, не меняющей, по сути, ее истинного обличья.

И что бы художник не писал, он каждым своим полотном, каждым крошечным этюдом красноречиво говорил: «Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!..» К тому же вирту­озное владение колоритом позволяло автору с лег­костью воспроизводить световые эффекты, создавать иллюзию пространства, а также придавать соответствующее настроение.

«Картина — это что такое? — говорил Левитан. — Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника». Сам-то он был меланхоликом. И это чувствуется во многих его произведениях, особенно позднего периода.

Весна в раннем творчестве художника

За что Исаака Левитана называли виртуозом весенних пейзажей

Левитан И.И. Солнечный день. Весна. 1876-1877. Частное собрание

В небольшом этюде «Солнечный день. Весна», который молодой Левитан написал на первом году уче­бы в пейзажной мастерской Алексея Саврасова, явно чувствуется влияние учителя. Здесь видно особенное внимание автора к мелким подробностям в композиции, и почти фотографическая достоверность их изображения, что было свой­ственно многим пей­зажистам середины XIX века.

За что Исаака Левитана называли виртуозом весенних пейзажей
Левитан И.И. Первая зелень. Май. 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Еще в те годы профессора отмечали в работах художника эмоциональную составляющую, а потом уж техническую. Левитана нисколько не привлекали надуманные эффектные романтические или героические пейзажи. Да и работая на натуре, Левитану было недостаточно передать внешнюю красоту ландшафта, он хотел уловить и передать прелесть или грусть каждой мелкой детали, каждой веточки. И это у него действительно получалось.

Последний снег. Саввинская слобода

За что Исаака Левитана называли виртуозом весенних пейзажей
Левитан И.И. Последний снег. Саввинская слобода. Этюд. 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А вот в этом этюде уже видно, как меняется манера художника. Он стал лучше создавать пространствен­ные планы, избегая гео­метрии в композиции, проработки деталей. Его манера написания стала свободной и обобщенной, а колорит стал строиться на соотношении тонких оттен­ков земляных тонов. Художник несколько лет работал такой скупой палитрой, которая, по его мнению, как нельзя лучше могла отразить природу средней полосы России.

За что Исаака Левитана называли виртуозом весенних пейзажей
Левитан И.И. Половодье. 1885. Национальный художественный музей Белоруссии, Минск.

Картина «Весна в Италии» и этюд к ней

За что Исаака Левитана называли виртуозом весенних пейзажей

Не пропустите

Из-за чего оборвалась жизнь звезды кино девяностых Ольги Беляевой:...

17 марта исполняется шестьдесят четыре года популярному режиссеру и актеру, заслуженному деятелю искусств Россия Дмитрию Астрахану. Он снял приблизительно 30 кинофильмов, но большинству зрителей...

Не пропустите

Интересное

6 голливудских красавиц, которым поменяли их супруги и кавалеры

А вы думали, мужчины изменяют лишь безобразным, неудачницам и нездоровым? Оказывается, по официальной статистике шестьдесят процентов супругов признались в неверности. Так что уместно вспомнить,...

Интересное

Похожие новости

Какая теплица лучше? Избираем по 3 характеристикам

Рассказываем об особенностях выбора теплицы для собственного участка, даем полезные советы и предлагаем рейтинг наилучших производителей. ...

Наталье Белохвостиковой – 70: Почему известная актриса...

28 июля исполняется семьдесят лет популярной диве, народной артистке РСФСР, самой юной обладательнице 2-ух Муниципальных премий Советский Союз на протяжении всей истории советского кино...

Дизайн балкона площадью 9 кв. м: оформляем...

Оформление большой площади имеет ряд особенностей: нужно обмыслить зоны и их размещение. Рекомендуем, как это сделать на балконе 9 кв. метров. ...