За что Марию Медичи называют самой проблемной царицой-мамой, и Как ей помогали картины Рубенса

За что Марию Медичи называют самой проблемной царицой-мамой, и Как ей помогали картины Рубенса


Мария Медичи родилась в влиятельной и авторитетной семье Медичи, узнаваемых заступников искусств. Она была дочерью Франческо I Медичи, величавого барона Тосканы, и Иоанны Австрийской, эрцгерцогини Габсбургов. Однако её воспитание было омрачено ранешней гибелью мамы и пренебрежением отца, она получила прекрасное образование, которое, в соответствии с семейными традициями, дало ей прочную основу в изобразительном искусстве. Эти навыки оказались очень полезны в будущем, когда она заказала у Питера Пауля Рубенса цикл картин о своей жизни. Какую же проблему Медичи решали шедевры Рубенса?

Биография Марии Медичи

Мария стала королевой Франции в 1600 году, когда вышла замуж за Генриха IV (это был его второй брак). После убийства супруга в 1610 году Мария стала регентом своего сына, будущего Людовика XIII. Однако, капризный стиль правления и изменение политики мужа заставили Людовика изгнать ее в 1617 году. Благодаря вмешательству кардинала Ришелье ей было разрешено вернуться в 1621 году. Слабость королевской власти привела к возрождению аристократических ожиданий разделения власти и, в конечном итоге, привела к созыву Генеральных штатов в 1614 году. Раздача пенсий и другой добычи великим дворянам истощила казну, но не предотвратила их растущее недовольство.

За что Марию Медичи называют самой проблемной королевой-матерью, и Как ей помогали картины Рубенса
Мария Медичи в детстве. Картина в настоящее время находится в Палаццо Питти во Флоренции.

Интересно, что Марию Медичи считают одной из самых проблемных королев-матерей в истории — громоотвод для недовольства правлением ее сына и особенно его главным министром кардиналом Ришелье. Однако, нельзя не считаться с ее значительным покровительством искусству и ее обширные строительные проекты, которые до сих пор украшают Париж.

За что Марию Медичи называют самой проблемной королевой-матерью, и Как ей помогали картины Рубенса
«Мария Медичи в юности» картина Санти ди Тито, ок. 1590.

В 1630 году она спровоцировала еще один кризис — названный «Днем обманщиков», в котором она попыталась устранить Ришелье, который к тому времени стал противником. Заговор имел неприятные последствия, и Мари снова была изгнана, чтобы никогда не вернуться во Францию. Она бежала в Брюссель в июле 1631 года и больше не вернулась. Одиннадцать лет спустя она умерла в нищете.

За что Марию Медичи называют самой проблемной королевой-матерью, и Как ей помогали картины Рубенса
«Мария де Медичи и ее сын дофин» (будущий Людовик XIII) — Шарль Мартен, 1603 год

Искусство и политика Медичи

Как было упомянуто выше, Мария Медичи была важной покровительницей искусств. Вскоре после убийства Генриха IV она наняла Саломона де Бросса для начала работы над новым дворцом, который был бы не таким суровым и несколько средневековым как Лувр.

Демонстрируя свою политическую силу, Мария Медичи заказала строительство и украшение роскошного Люксембургского дворца (начатое в 1615 году). Завершенный в 1623 году, дворец Медичи сочетал в себе французские вкусы и итальянское великолепие. Его интерьер, «Галерея Медичи», был украшен серией огромных картин (ныне находящихся в Лувре в Париже) Питера Пауля Рубенса, изображающих «Жизнь Марии Медичи» с момента ее рождения до ее примирения с королем в 1619.

«Жизнь Марии Медичи» — цикл картин Рубенса

За что Марию Медичи называют самой проблемной королевой-матерью, и Как ей помогали картины Рубенса
Работы Рубенса: «Мария Медичи в образе Минервы» / «Судьба Марии Медичи» / «Рождение Марии Медичи»

«Жизнь Марии Медичи» — биографическая серия из двадцати четырех картин большого размера, выполненных для королевы-матери Франции Питером Паулем Рубенсом в 1622–1625 годах. Цикл считается историками одновременно шедевром искусства барокко и памятником политических амбиций. Согласно этой точке зрения, картины представляли собой унизительную браваду, которая оскорбила в итоге и покровительницу, и художника, публично рекламируя политические идеи и амбиции королевы. К слову, амбиции эти были не только дерзкими, но часто противоречили идеям ее сына короля Людовика XIII. Общество не могло не заметить этого.

Питер Пауль Рубенс «Представление портрета Марии Медичи»

«Представление портрета Марии Медичи» является важнейшей частью цикла. Это идеализированное завершение брачных переговоров, которые велись два года. На картине обручение Генриха с Марией Медичи представляет собой союз, установленный богами, по совету Франции и вдохновленный красотой и добродетелями Марии. Это шестое полотно в серии из двадцати четырех картин о жизни Марии Медичи. И по масштабу, и по тематике этот цикл беспрецедентен.

За что Марию Медичи называют самой проблемной королевой-матерью, и Как ей помогали картины Рубенса
Питер Пауль Рубенс «Представление портрета Марии Медичи», ок. 1622-1625, холст, масло, 394 x 295 см (Musée du Louvre)

Молодая женщина в украшенном драгоценностями платье с жестким кружевным воротником уверенно смотрит на зрителя из портрета, помещенного в самый центр большого холста. Это сама Мария Медичи. Древние боги брака и любви — Гимен и Амор (Амур), слева и справа, парят в воздухе, представляя этот портрет Генриху IV, королю Франции. Гименей держит в левой руке пылающий факел, символизирующий пыл любви, а Купидон превозносит достоинства принцессы Медичи. Стрела Амура попала в цель; король поражен. Он с благодарностью смотрит вверх, протягивая левую руку и выражая свое восхищение будущей невестой.

За что Марию Медичи называют самой проблемной королевой-матерью, и Как ей помогали картины Рубенса

Не пропустите

Похожие новости

Любовь и дети: какие популярные звезды были...

От кинофильмов и телесериалов мы нередко ждем прекрасной романтичной полосы. Однако еще есть один сюжетный момент, который нравится нам не меньше. Это беременность...

Как стать увлекательным человеком, симпатичным для общества

Почти все люди часто соединяются с окружением. Вроде умные, без чертовских «тараканов» в голове, ну и на маньяка особо не тянут....