За что называли «грозой прорабов» даму-конструктора метрополитена Москвы Нину Алёшину

За что называли «грозой прорабов» даму-конструктора метрополитена Москвы Нину Алёшину


Метрополитен Москвы по праву считается среди наиболее прекрасных в мире. Некоторые его станции – шедевры монументального и праздничного сталинского ампира, а остальные – немногословны и рациональны. «Кузнецкий мост» с её мраморными арками, «Меделеевская» с кристаллической сеткой осветительных приборов, «Медведково» с безукоризненной геометрией отделки путевых стен и еще шестнадцать станций – детища самой известной женщины-архитектора СССР, «грозы прорабов» Нины Александровны Алёшиной…

За что называли «грозой прорабов» женщину-архитектора московского метро Нину Алёшину

Эскиз Нины Алёшиной.

Нина Алёшина (урожденная Успенская) родилась в 1924 году, в Москве, окончила легендарный Московский архитектурный институт — МАрхИ. Ее роман с метрополитеном начался со станции «Новослободская», для которой Нина Александровна разрабатывала проект отделки. Там же работал и ее однокурсник Николай Иванович Алёшин – он вместе с советским художником Павлом Кориным готовил эскизы для знаменитых витражей. Так что познакомил их МАрхИ, но поженила «Новослободская»…

За что называли «грозой прорабов» женщину-архитектора московского метро Нину Алёшину

Кузнецкий мост.

Первые самостоятельные проекты станций метро Алёшина создавала в нелегких условиях всеобщей экономии. Так появились простые, но изящные решения – орнаментальные композиции на стенах в духе рязанской вышивки, новаторские подходы к освещению (небанальные светильники и световоды), рустрированная плитка… Вентиляционные решетки, разработанные по специальным эскизам, преобразовывали типовые павильоны, придавая им ненавязчивую индивидуальность – например, на станциях «Октябрьское поле» и «Щукинская». Нина Алёшина смогла воплотить в жизнь в общей сложности девятнадцать своих проектов станций Московского метрополитена. Девять из них – в соавторстве с другой известной выпускницей МАрхИ, Натальей Константиновной Самойловой. Их совместный проект открытой в 1975 году станции «Кузнецкий Мост» был удостоен Премии Совета Министров СССР.

За что называли «грозой прорабов» женщину-архитектора московского метро Нину Алёшину
Метро Домодедовская. Дизайн светильников стал визитной карточкой станций Алёшиной.

Не все проекты Алёшиной встречали одобрение критиков – например, реконструкция центрального зала станции «Дзержинская» и пересадки на станцию «Кузнецкий мост». Несмотря на то, что Алёшина стремилась сохранить первоначальный вид станции с отделкой по проекту архитектора Н.А.Ладовского (и фрагментарно ей это удалось), геологические, технологические, эргономические особенности станции требовали принципиально иного решения. Однако изменение первоначального, исторического вида станции многим пришлось не по душе. Но в любом своем проекте Алёшина руководствовалась в первую очередь удобством для пассажиров, рациональностью инженерных решений, технологичностью конструкций.

За что называли «грозой прорабов» женщину-архитектора московского метро Нину Алёшину
Станция Медведково.

За что называли «грозой прорабов» женщину-архитектора московского метро Нину Алёшину
Облицовка путевой стены.

Однако эстетическая сторона работы для Нины Александровны была исключительно важна. Она широко применяла отделку металлом, использовала лаконичные, но символические детали. В семидесятые годы, когда повышение финансирования позволило архитекторам работать смелее и оригинальнее, Алёшина предложила метрополитену множество оригинальных декоративных решений. На станции «Октябрьское поле» колонны были облицованы алюминием, на станции «Медведково» из анодированного алюминия был выполнен геометрический орнамент на путевых стенах. Но особенно удавались Алёшиной светильники. На станции «Менделеевская» они напоминают кристаллическую решетку, на станции «Марксистская» — спираль, символизирующую принцип развития общества по спирали. Стекло для этих люстр изготовило предприятие, выпускающее оптику для военной промышленности. На той же станции колонны и стены облицованы розовым мрамором необычного оттенка.

За что называли «грозой прорабов» женщину-архитектора московского метро Нину Алёшину

Не пропустите

Каким должен быть забор в соответствии с законодательством: животрепещущие...

Рассказываем о законодательных актах, которые регламентируют установку огораживания, правилах установки забора и даем советы, как с минимальными потерями позволить появившийся из-за огораживания конфликт. ...

Закадровые тайны «Вокзала для двоих» и «Ожесточенного романса»: Легенды...

9 мая в возрасте восемьдесят лет умер народный артист Россия, выдающийся кинооператор Вадим Алисов. Он работал с наилучшими режиссерами Советский Союз – Леонидом Гайдаем,...

Не пропустите

Интересное

7 популярных персон, которые росли без родителей, но смогли...

Для большей части слова «мать» и «папа» означают чрезвычайно почти все. Ведь конкретно в отчем доме мы пережидаем актуальные бури, конкретно там находим слова...

Интересное

Похожие новости

Почему единственный российский актер, который получил приз...

В свои 60 Константин Лавроненко достигнул всего, о чем лишь может грезить актер: его актерское мастерство получило признание не лишь на родине, да и...

Как изображали Рождество Христово величавые живописцы прошедшего:...

Как говорится в Евангелиях, жизнь Христа на земле началась с необычного рождения и закончилась страшной гибелью, за которой последовало воскресение. Меж этими 2-мя полюсами...

Опыт дизайнеров: принципиальные аспекты в ремонтных работах...

Квартиры в домах старенького фонда — это богатство. Высочайшие потолки, огромные окна, нередко — прибыльное положение, близкое к центру города. Однако ремонтные работы и...